13 июля 3 минуты чтения #Технологии

Есть ли будущее у метавселенных

Иллюстрация материала

Еще пару лет назад о метавселенных говорили как о будущем интернета. Однако в 2023 году интерес к ним несколько уменьшился. Технологические гиганты, вкладывающие миллионы долларов в разработку виртуальных вселенных, переключились на новые технологии вроде нейросетей. Есть ли шанс у «метамиров» вернуть к себе прежнее внимание?

Впервые понятие «метавселенная» использовали в начале 90-х годов 20 века в романе «Лавина» фантаста Нила Стивенсона. Этим термином был назван виртуальный мир, который тесно переплетался с реальным. События, происходившие в виртуальной вселенной, влияли на настоящую жизнь, и наоборот.

Из сферы научной фантастики слово перешло в повседневную жизнь в 2021 году, когда сразу несколько техногигантов вроде Microsoft и Epic Games анонсировали создание собственных метавселенных. Трехмерный интернет с виртуальной и дополненной реальностью должен был принципиально изменить взаимодействие человека с контентом. Ожидалось, что люди перестанут просто потреблять и генерировать информацию, а будут едва ли не физически взаимодействовать в новом пространстве. Создатели концептов рассчитывали, что юзеры сразу же после старта проекта перейдут в метавселенную и начнут проводить там по несколько часов в день. Но этого не произошло.

Почему тема метавселенных теряет популярность

Несовершенное воплощение

Даже в самые крупные виртуальные вселенные удалось привлечь всего 100-200 тысяч человек, в то время как социальные сети посещают миллиарды пользователей. На практике идея оказалась не столь интересной, как выглядела по описанию. Например, аватары юзеров часто отображаются как половина тела, а для отдыха предлагается лишь несколько простых мини-игр.

Как решить проблему: сами разработчики соглашаются, что их проекты еще очень сырые. Необходимо совершенствовать графику, дорабатывать аватары и их способность к перемещению, делать более разнообразные активности внутри метавселенной.

Отсутствие понимания потребностей целевой аудитории

Геймерам показался недостаточно интересным игровой компонент, и они вернулись к привычным играм. Те, кто искал общения, поняли, что найти его в социальных сетях и приложениях для знакомств гораздо проще, чем в метавселенной. А деловые люди предпочли, как и раньше, использовать рабочие чаты и видеоконференции.

Как решить проблему: глубже изучить потребности целевых групп и предложить им более персонализированный продукт. А еще — более удобный для их повседневных задач.

Высокий порог входа

Чтобы попасть в метавселенную и проводить в ней время, требуется множество специальных устройств. Пользователям как минимум нужны VR-гарнитуры и перчатки. Компаниям — оборудование для создания виртуальной среды: камеры, датчики, проекционные системы. Помимо этого для существования метавселенных необходимы мощные серверы и стабильный интернет с высокой скоростью.

Как решить проблему: развивать соответствующие IT-отрасли. По мнению экспертов, для этого могут понадобиться десятилетия. Постепенно у широкого круга людей появятся устройства для взаимодействия в метавселенной, как в свое время стали доступными смартфоны и мобильный интернет.

Проблемы с безопасностью

Метавселенные оказывались в центре крупных скандалов из-за частых случаев кибербуллинга и домогательств со стороны аватаров других юзеров. Не менее остро стоит вопрос защиты от утечки конфиденциальных данных, включая биометрические. Оборудование для виртуальных вселенных получает информацию о частоте сердечного ритма, движении пальцев и глаз. Она может быть использована для взлома аккаунтов и мошенничества.

Как решить проблему: на данный момент легальных способов оградить пользователя от действий других обитателей «метамира» не существует. Необходимо разрабатывать правовые нормы, стандарты безопасности и эффективные способы защиты конфиденциальных данных.

Каким может быть новый виток развития метавселенных

Несмотря на то, что основная волна ажиотажа вокруг темы прошла, у метавселенных есть перспективы. Трехмерный интернет — логичное продолжение двухмерного, а интерес к виртуальной и дополненной реальности по-прежнему высок. Ожидать нового витка развития метамиров стоит, когда гаджеты для входа в него станут дешевле, а высокоскоростной интернет будет доступен большинству людей в любом уголке земного шара.

Также развитию концепции будет способствовать формирование и развитие правовой среды. Когда виртуальный мир будет подчиняться тем же нормам права и морали, как и реальный, люди станут чувствовать себя в нем более безопасно. Тогда, вероятно, метамиры начнут активно использовать в сфере образования и внедрять в рабочие процессы. Соучредитель фонда метавселенных Мэтью Болл уверен, что со временем они совершат революцию во всех сферах. Вероятно, внутри виртуальных вселенных появятся новые рынки и профессии, которые мы пока даже не можем представить.