Разработчики виртуальной реальности активно задействуют зрение и слух пользователей. В последнее время все больше внимания уделяют также осязанию, создают тактильную экипировку. А вот исследований в области имитации запахов было значительно меньше. Да и успехи разработчиков в этом направлении пока достаточно скромные.
Считается, что первопроходцами были владельцы кинотеатров. Они просили управляющих распылять в зале духи, чтобы зрители сильнее прониклись происходящим на экране. Позже даже создали специальные установки, которые смешивали ароматы, дополняя сюжет фильма. Однако технология не прижилась: запахи было трудно имитировать и распространять по залу равномерно: в результате какие-то зрители едва их ощущали, а какие-то ― раздражались от излишней интенсивности.
В дальнейшем компании, связанные с парфюмерией, много раз пытались создать работающие и рентабельные синтезаторы ароматов. Однако они, в основном, оказались неэффективными. Как правило, инвесторы не верили в успех технологии, и разработчикам просто не хватало финансирования.
Помимо стационарных устройств создали несколько портативных прототипов, но дальше выставочных образцов производство не продвигалось.
Сейчас наиболее известный способ утилитарного применения запахов ― распыление приятных ароматов (чаще ― кондитерских) в торговых центрах. Считается, что это заставляет покупателей задерживаться дольше и стимулирует их к более активному шопингу.
Теоретически, технология должна работать следующим образом. Компьютерная программа разбивает запахи на различные составляющие, и каждому «ингредиенту» присваивает свой код. Когда нужно имитировать определенный аромат для конечного пользователя, программа отправляет соответствующую информацию на специальный синтезатор. В последнем установлено несколько капсул с базовыми запахами, устройство смешивает их в разных пропорциях и распыляет.
По такому принципу работал синтезатор iSmell ― наиболее известный прибор в области имитации запахов. Устройство так и не стало массовым. Инвесторы активно способствовали развитию стартапа, в прессе прошла масштабная рекламная кампания гаджета. Однако конечные клиенты так и не проявили интерес к синтезатору. Его польза для многих оказалась неочевидной.
Сейчас разработчики все реже пытаются создавать устройства для передачи цифровых ароматов. Спрос на рынке не сформирован.
Эксперты ожидают возрождения интереса к технологии передачи запахов чуть позже. Это связано с развитием нескольких направлений дополненной реальности.
Все большую популярность обретают интернет-покупки. Перед добавлением товара в корзину многие пользователи хотят не только увидеть размеры и внешний вид продукта, но и пощупать его текстуру, уловить аромат. Это особенно актуально для сферы косметики, пищевых продуктов.
Тренд на удаленные рабочие места будет укрепляться, особенно с развитием Метавселенной. Потребуются пространства с полной имитацией присутствия, где в том числе будут привычные офисные запахи.
Технологии компьютерной передачи ароматов помогут улучшать вкус продуктов. Этим функционалом будут пользоваться люди, которые вынуждены менять пищевые привычки ― например, сидят на строгих диетах по состоянию здоровья.
Цифровой аромат полезен в процессе дистанционного обучения сомелье, парфюмеров, поваров.
Технология может найти применение и в телемедицине. Врачи диагностируют некоторые заболевания по специфическим запахам, которые сопровождают пациента.