24 апреля 3 минуты чтения #Технологии

Что такое цифровой аромат и как работают технологии передачи запахов

Иллюстрация материала

Разработчики виртуальной реальности активно задействуют зрение и слух пользователей. В последнее время все больше внимания уделяют также осязанию, создают тактильную экипировку. А вот исследований в области имитации запахов было значительно меньше. Да и успехи разработчиков в этом направлении пока достаточно скромные.

Когда запах начали использовать для погружения в атмосферу

Считается, что первопроходцами были владельцы кинотеатров. Они просили управляющих распылять в зале духи, чтобы зрители сильнее прониклись происходящим на экране. Позже даже создали специальные установки, которые смешивали ароматы, дополняя сюжет фильма. Однако технология не прижилась: запахи было трудно имитировать и распространять по залу равномерно: в результате какие-то зрители едва их ощущали, а какие-то ― раздражались от излишней интенсивности.

В дальнейшем компании, связанные с парфюмерией, много раз пытались создать работающие и рентабельные синтезаторы ароматов. Однако они, в основном, оказались неэффективными. Как правило, инвесторы не верили в успех технологии, и разработчикам просто не хватало финансирования.

Помимо стационарных устройств создали несколько портативных прототипов, но дальше выставочных образцов производство не продвигалось.

Сейчас наиболее известный способ утилитарного применения запахов ― распыление приятных ароматов (чаще ― кондитерских) в торговых центрах. Считается, что это заставляет покупателей задерживаться дольше и стимулирует их к более активному шопингу.

Что такое цифровой аромат

Теоретически, технология должна работать следующим образом. Компьютерная программа разбивает запахи на различные составляющие, и каждому «ингредиенту» присваивает свой код. Когда нужно имитировать определенный аромат для конечного пользователя, программа отправляет соответствующую информацию на специальный синтезатор. В последнем установлено несколько капсул с базовыми запахами, устройство смешивает их в разных пропорциях и распыляет.

По такому принципу работал синтезатор iSmell ― наиболее известный прибор в области имитации запахов. Устройство так и не стало массовым. Инвесторы активно способствовали развитию стартапа, в прессе прошла масштабная рекламная кампания гаджета. Однако конечные клиенты так и не проявили интерес к синтезатору. Его польза для многих оказалась неочевидной.

Сейчас разработчики все реже пытаются создавать устройства для передачи цифровых ароматов. Спрос на рынке не сформирован.

Почему синтезаторы ароматов не стали массовыми

  • Создать правдоподобный синтезированный аромат из набора базовых запахов достаточно сложно. Человеческое обоняние ― менее изученная область, чем слух или зрение. Не до конца ясно, как именно мозг обрабатывает запахи. Кроме того, в их восприятии важное значение имеет субъективный фактор: «приятно ― неприятно», «вызывает ассоциации или нет». Известно, что запахи играют важную роль в процессах запоминания информации, но биохимия этого процесса пока описана лишь приблизительно.
  • Любой синтезатор будет иметь ограниченный «репертуар». А его себестоимость окажется достаточно высокой.
  • Текущий уровень технологий предполагает, что синтезатор будет работать по принципу принтера, где установлено много картриджей с базовыми запахами. Комплектующие нужно регулярно менять, а это неудобно для пользователей.
  • В процессе эксплуатации запахи будут неконтролируемо смешиваться. Обеспечить быструю сменяемость ароматов пока крайне сложно.
  • Кажется, что сами пользователи не слишком заинтересованы в технологии передачи ароматов. Пока настолько глубокого погружения в сконструированную реальность им просто не требуется. Возможно, это изменится в будущем, с развитием Метавселенной.
  • В бытовом сознании стационарные синтезаторы чем-то похожи на освежители воздуха. А портативные устройства, которые полностью отключают существующие запахи окружающего мира и моделируют новые, создать достаточно трудно.

Как может возникнуть серьезная потребность в цифровых ароматах

Эксперты ожидают возрождения интереса к технологии передачи запахов чуть позже. Это связано с развитием нескольких направлений дополненной реальности.

  1. Все большую популярность обретают интернет-покупки. Перед добавлением товара в корзину многие пользователи хотят не только увидеть размеры и внешний вид продукта, но и пощупать его текстуру, уловить аромат. Это особенно актуально для сферы косметики, пищевых продуктов.

  2. Тренд на удаленные рабочие места будет укрепляться, особенно с развитием Метавселенной. Потребуются пространства с полной имитацией присутствия, где в том числе будут привычные офисные запахи.

  3. Технологии компьютерной передачи ароматов помогут улучшать вкус продуктов. Этим функционалом будут пользоваться люди, которые вынуждены менять пищевые привычки ― например, сидят на строгих диетах по состоянию здоровья.

  4. Цифровой аромат полезен в процессе дистанционного обучения сомелье, парфюмеров, поваров.

  5. Технология может найти применение и в телемедицине. Врачи диагностируют некоторые заболевания по специфическим запахам, которые сопровождают пациента.