19 ноября 3 минуты чтения #Технологии

Что такое VR, AR, MR и чем они отличаются

Рассказываем о технологиях виртуальной, дополненной и смешанной реальности

Иллюстрация материала

Как технологии VR, AR и MR используют в бизнесе и обучении, рассказал Илья Флакс, основатель Fibrum и вице-президент «ЛАНИТ-Интеграции» по VR/AR.

Чем отличаются VR, AR, и MR

VR, виртуальная реальность — цифровой мир, в который погружаются с помощью специального оборудования. Это могут быть шлем или очки: они полностью закрывают глаза и отделяют человека от реального мира.

Также сейчас распространен формат виртуальных экскурсий, которые не требуют специального оборудования.

Пример VR — виртуальная экскурсия в Эрмитаже по залам музея. Во время просмотра с помощью стрелок навигации можно менять ракурс изображения и рассматривать любые фрагменты помещения.

С виртуальной реальностью можно взаимодействовать через контроллеры — джойстики, перчатки и костюмы для захвата движения. Например, к перчаткам крепят датчики, которые отслеживают действия рук и пальцев. Это позволяет точно повторять каждый жест в виртуальном пространстве.

AR, дополненная реальность — анимация, которая видна только через камеру смартфона или планшета. К AR относятся маски в инстаграме — они моделируются поверх изображения на экране.

По такому же принципу работает приложение Pokemon Go. Задача — с помощью камеры смартфона найти покемона, который прячется в реальном пространстве, на улице или в помещении.

MR, смешанная реальность — это совмещение реального и виртуального миров с помощью устройств, которые не закрывают обзор полностью. Через очки Smart Glass или HoloLens человек видит окружающий мир, но поверх него добавляются смоделированные виртуальные объекты. Проекция приборов на лобовом стекле в автомобиле — это тоже MR.

Как VR помогает бизнесу

Виртуальную реальность используют, чтобы моделировать рабочие ситуации для обучения. Такие тренинги можно внедрить в любой сфере: логистике, ритейле, техническом обслуживании.

В 2018 году компания Walmart закупила 17 000 шлемов виртуальной реальности, чтобы обучать работников. Продавцы-консультанты в VR-очках тренируются обслуживать клиентов в нестандартных ситуациях. Например, заранее учатся работать с большим потоком покупателей в «Черную пятницу».

Инженеры на производстве отрабатывают с помощью VR-приложений технику безопасности в цехе, способы починки оборудования и рутинные задачи.

С VR сотрудники учатся действовать в опасных или сложных ситуациях. С помощью виртуальной реальности тренируют спасателей, военных, пилотов, медиков. Тренажеры воссоздают пожар, террористическую атаку или отказ двигателя во время полета.

Как смешанная реальность MR помогает работать

Бизнес использует смешанную реальность, чтобы сделать рутинные процессы проще. В логистике и хранении сотрудник в MR-очках быстрее найдет все нужные детали на складе: он увидит оптимальный маршрут до товара.

В медицине Smart Glass используют во время операций и обходов. Камера на очках передает изображение врачам из разных городов и стран. Медики советуются друг с другом в режиме конференции и могут быстро связаться с узкими специалистами. На экран очков выводится актуальная информация о пациенте и его состоянии.

Благодаря тому, что врачи работают удаленно, снижается риск их заражения: в опасную зону входит только один человек.

Как дополненная реальность AR помогает отдыхать и учиться

Дополненная реальность работает как маркетинговый и развлекательный инструмент. С ее помощью можно создавать интерактивную рекламу, маски и анимации в социальных сетях. В музеях на основе AR делают виртуальные гиды, воссоздают исторические сражения, добавляют виртуальные пояснительные таблички.

Дополненную реальность используют в обучении. Например, испанская компания ARLoon создает обучающие приложения для детей по химии, геометрии, анатомии и другим предметам. AR-сервисы позволяют увидеть объемные молекулы или планеты в разрезе.

Посетитель музея может с помощью AR пройти экскурсию или получить больше информации об экспозиции. Например, в приложении Artefact собраны экспонаты из 300 музеев по всей России. Дома можно посмотреть, как художественное полотно будет смотреться в интерьере, а в музее — навести камеру на экспонат и увидеть интересный факт о нем.

Что ждет VR, AR и MR дальше

Грань между этими технологиями постепенно стирается. Например, смартфон с AR-приложением можно закрепить в специальном держателе перед глазами и превратить в VR-очки.

Виртуальную реальность всё сложнее отличить от настоящего мира. Кроме зрения и слуха технологии начинают задействовать обоняние и другие чувства. Это усилит погружение в виртуальную реальность.

Устройства станут качественнее и дешевле. Сейчас VR-шлем для корпоративного использования стоит примерно 5 000 долларов, но его цена постепенно снижается. Со временем устройства будут доступны даже небольшим компаниям с ограниченным бюджетом.