Рассказываем о технологиях виртуальной, дополненной и смешанной реальности
Как технологии VR, AR и MR используют в бизнесе и обучении, рассказал Илья Флакс, основатель Fibrum и вице-президент «ЛАНИТ-Интеграции» по VR/AR.
VR, виртуальная реальность — цифровой мир, в который погружаются с помощью специального оборудования. Это могут быть шлем или очки: они полностью закрывают глаза и отделяют человека от реального мира.
Также сейчас распространен формат виртуальных экскурсий, которые не требуют специального оборудования.
Пример VR — виртуальная экскурсия в Эрмитаже по залам музея. Во время просмотра с помощью стрелок навигации можно менять ракурс изображения и рассматривать любые фрагменты помещения.
С виртуальной реальностью можно взаимодействовать через контроллеры — джойстики, перчатки и костюмы для захвата движения. Например, к перчаткам крепят датчики, которые отслеживают действия рук и пальцев. Это позволяет точно повторять каждый жест в виртуальном пространстве.
AR, дополненная реальность — анимация, которая видна только через камеру смартфона или планшета. К AR относятся маски в инстаграме — они моделируются поверх изображения на экране.
По такому же принципу работает приложение Pokemon Go. Задача — с помощью камеры смартфона найти покемона, который прячется в реальном пространстве, на улице или в помещении.
MR, смешанная реальность — это совмещение реального и виртуального миров с помощью устройств, которые не закрывают обзор полностью. Через очки Smart Glass или HoloLens человек видит окружающий мир, но поверх него добавляются смоделированные виртуальные объекты. Проекция приборов на лобовом стекле в автомобиле — это тоже MR.
Виртуальную реальность используют, чтобы моделировать рабочие ситуации для обучения. Такие тренинги можно внедрить в любой сфере: логистике, ритейле, техническом обслуживании.
В 2018 году компания Walmart закупила 17 000 шлемов виртуальной реальности, чтобы обучать работников. Продавцы-консультанты в VR-очках тренируются обслуживать клиентов в нестандартных ситуациях. Например, заранее учатся работать с большим потоком покупателей в «Черную пятницу».
Инженеры на производстве отрабатывают с помощью VR-приложений технику безопасности в цехе, способы починки оборудования и рутинные задачи.
Бизнес использует смешанную реальность, чтобы сделать рутинные процессы проще. В логистике и хранении сотрудник в MR-очках быстрее найдет все нужные детали на складе: он увидит оптимальный маршрут до товара.
В медицине Smart Glass используют во время операций и обходов. Камера на очках передает изображение врачам из разных городов и стран. Медики советуются друг с другом в режиме конференции и могут быстро связаться с узкими специалистами. На экран очков выводится актуальная информация о пациенте и его состоянии.
Дополненная реальность работает как маркетинговый и развлекательный инструмент. С ее помощью можно создавать интерактивную рекламу, маски и анимации в социальных сетях. В музеях на основе AR делают виртуальные гиды, воссоздают исторические сражения, добавляют виртуальные пояснительные таблички.
Дополненную реальность используют в обучении. Например, испанская компания ARLoon создает обучающие приложения для детей по химии, геометрии, анатомии и другим предметам. AR-сервисы позволяют увидеть объемные молекулы или планеты в разрезе.
Посетитель музея может с помощью AR пройти экскурсию или получить больше информации об экспозиции. Например, в приложении Artefact собраны экспонаты из 300 музеев по всей России. Дома можно посмотреть, как художественное полотно будет смотреться в интерьере, а в музее — навести камеру на экспонат и увидеть интересный факт о нем.
Грань между этими технологиями постепенно стирается. Например, смартфон с AR-приложением можно закрепить в специальном держателе перед глазами и превратить в VR-очки.
Виртуальную реальность всё сложнее отличить от настоящего мира. Кроме зрения и слуха технологии начинают задействовать обоняние и другие чувства. Это усилит погружение в виртуальную реальность.
Устройства станут качественнее и дешевле. Сейчас VR-шлем для корпоративного использования стоит примерно 5 000 долларов, но его цена постепенно снижается. Со временем устройства будут доступны даже небольшим компаниям с ограниченным бюджетом.