Этим летом бизнесмен-миллиардер, глава частной космической компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон слетал в космос. Это же сделал основатель Amazon и владелец Blue Origin Джефф Безос. Теперь ракеты отправляют в звездное небо не только государства, на рынок космической индустрии вышли частные компании.
Вместе с Вадимом Меркуловым, директором аналитического департамента «Фридом Финанс», разобрались, для чего частные компании инвестируют в космос и что ждет эту сферу с точки зрения инвестиций.
Бизнес пришел в космическую отрасль в 2010 году, когда SpaceX запустила свои ракеты. Илон Маск оказался первым предпринимателем, который взялся осваивать космос. В 2009–2010 годах в отрасль вложили 4,8 млрд долларов — это на 70% больше, чем за предыдущие восемь лет. Приток инвестиций вырос из-за успеха SpaceX.
А в 2015 году экс-президент США Барак Обама подписал закон, который разрешил американским частным компаниям исследовать космические ресурсы и зарабатывать на них. После этого инвестировать в освоение космоса стали еще больше.
В 2020 году SpaceX отправила корабль Crew Dragon с астронавтами на борту в первый коммерческий полет. Через год еще одна группа космонавтов прибыла на Международную космическую станцию.
В безвоздушном пространстве зарабатывают. Приток частных инвестиций связан с тем, что космические технологии применяют не только в военных или государственных целях, но и для навигации, интернета и связи.
Вы посмотрели фильм по телевизору, вызвали такси, написали другу в Telegram. Так вы трижды поддержали космический бизнес.
Илон Маск уже несколько лет работает над тем, чтобы сделать полеты в космос доступными не только для профессиональных астронавтов. Для этого Маск строит многоразовые корабли и ракеты-носители. Еще инвесторы возлагают надежды на проект Starlink, в рамках которого Маск собирается вывести на орбиту 12 тысяч спутников, которые покроют Wi-Fi-сетью места, где интернет недоступен или слишком дорогой.
Заманчивые инвестиции. Полезные ископаемые в космосе еще никто не добывает, но инвесторы уже готовы вкладывать в это деньги. Частная компания TransAstra занимается разработкой технологий, которые помогут извлекать ресурсы из астероидов.
Возможность прикоснуться к будущему. Компании выбирают космос не только из-за денег. Например, Илон Маск мечтает заселить Марс. Юрий Мильнер вкладывает сотни миллионов долларов в проекты по поиску внеземной цивилизации. А Джефф Безос надеется, что корабли снова будут летать на Луну.
Решить проблему. Бороться с глобальным потеплением, предотвращать стихийные бедствия или искать новые технологии, чтобы сохранить жизнь на Земле — всё это мотивирует богатых людей осваивать космос.
SpaceX. Производит космическую технику. Компания разработала многоразовые ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и корабль Crew Dragon, который доставляет космонавтов и все необходимое на МКС.
Virgin Galactic. В 2024 году компания отправит в космос всех желающих. Туристы совершат полет, не достигая низкой околоземной орбиты. Это примерно 80–100 км от поверхности земли. Такой рейс займет всего несколько минут.
Blue Origin. Компания разрабатывает небольшой суборбитальный туристический корабль New Shepard, орбитальную ракету New Glenn и создает для них двигатели. Суборбитальный полет в июле 2021 года стал ее первым коммерческим стартом. Частный пассажир заплатил за полет 28 миллионов долларов.
Ключевое направление развития индустрии — суборбитальные космические полеты. Лидируют здесь Blue Origin и Virgin Galactic. Инвестиционный банк UBS оценивает рынок таких полетов в 20 млрд долларов к 2030 году. Из этой суммы 3 млрд долларов сгенерирует космический туризм.
Boeing. Компания участвует в программе NASA по развитию частных коммерческих полетов в космос. Она разработала многоразовый корабль Starliner, который похож на Crew Dragon от SpaceX. Но запуск ракеты несколько раз переносили из-за технических неполадок.
Northrop Grumman. В портфеле заказов этого крупнейшего оборонно-промышленного холдинга договор с NASA о разработке ракет, которые полетят на Луну.
За последние 10 лет появилось несколько стартапов, которые развиваются на деньги инвесторов или работают по госконтрактам.
Например, частная компания Avant Space разработала электроракетный двигатель для малых спутников. В 2023 году с помощью спутников стартап начнет показывать рекламу в ночном небе. Компания планирует демонстрировать из космоса логотипы различных брендов.
Другая частная компания — «Астрономикон» — делает маленькие спутники. Ее технологии используют, чтобы проводить научные эксперименты в открытом космосе. Например, чтобы мониторить состояние окружающей среды или делать снимки поверхности Земли в режиме реального времени.
Частная космическая корпорация Success Rockets работает над сверхлегкими суборбитальными и орбитальными ракетами-носителями, малыми космическими аппаратами и спутниковыми группировками на их основе.
Сверхлегкие ракеты могут быстро и относительно недорого вывести на орбиту небольшие спутники. Микроспутники обеспечивают связь и интернет, ведут метеорологические наблюдения, мониторят изменения климата, следят за выбросами парниковых газов и прогнозируют лесные пожары.
Основатель и генеральный директор компании Success Rockets Олег Мансуров говорит, что российские инвесторы неохотно вкладываются в частные космические компании: «В стране нет людей, которые получили большой капитал благодаря космосу. Нет венчурных фондов, которые могут финансировать проекты космической тематики. Нет ярких прецедентов частной космонавтики в России. Мы как раз планируем стать им. Это повлияет на то, чтобы состоятельные люди присмотрелись к космосу как к бизнесу».
Сегодня в отрасли зарабатывают компании, которые разрабатывают космические технологии и предоставляют спутниковую связь, навигацию и телевидение.
Согласно отчету американской Space Capital, за последние десять лет бизнес инвестировал в космическую индустрию более 186 млрд долларов. Из них почти 30 млрд долларов только за прошлый год.
Следом за спутниковыми службами идет широкополосный интернет.
Космическая экономика продолжит расти благодаря развитию технологий и удешевлению запуска космических аппаратов. Morgan Stanley прогнозирует, что отрасль с текущих 350 млрд долларов подорожает до 1 трлн долларов к 2040 году.
В ближайшие три года внимание инвесторов будет направлено:
Это самые именитые игроки, от которых будет зависеть общая стоимость всей космической отрасли. А успех миссий будет прямо влиять на любые вложения в эту сферу. Если все получится, акции всех компаний вырастут.