31 июля 3 минуты чтения #Технологии

Что такое технология V2X и как она изменит автомобильную отрасль

Иллюстрация материала

Мы привыкли воспринимать дороги как относительно статичное пространство, у которого есть своя инфраструктура: разметка, знаки, светофоры. В этом пространстве находятся автомобилисты, мотоциклисты, пешеходы и другие участники движения. Они действуют по определенным правилам и с разной скоростью реагируют на изменения обстановки.

В чем суть V2X

V2X — это технология связи. Она объединяет дорожную инфраструктуру, транспорт и участников движения в целостную информационную систему. Все элементы непрерывно «общаются» друг с другом и на основе полученных данных меняют свою работу. Например, светофоры регулируют интервалы проезда, знаки на растяжках корректируют разрешенную скорость, а беспилотные автомобили увеличивают или уменьшают дистанцию.

Система работает следующим образом. На машины устанавливают бортовые устройства с беспроводной связью. С одной стороны, они передают данные о состоянии автомобиля остальным участникам движения. С другой — сами получают сведения об актуальной обстановке. Вдоль дорог размещают базовые станции. Они тоже собирают всю поступающую информацию от машин, светофоров, экранов и других элементов инфраструктуры. Сведения отправляют в центральный узел обработки данных, именно он координирует движение.

Даже если на дороге плохая видимость, благодаря V2X беспилотный автомобиль может заранее перестроиться или изменить скорость движения. Например, если поступят сведения об аварии, пробке, повреждении дороги и других внештатных ситуациях.

Обмен информацией происходит по выделенным каналам, на узком диапазоне частот. Поэтому система не зависит от покрытия сотовой сетью и не перегружает ее.

Чем V2X отличается от навигационных приложений

На первый взгляд, технология V2X очень похожа на современные дорожные сервисы, вроде «Яндекс Навигатор». В них водителей тоже предупреждают об авариях, пробках, участках с перекрытым движением. Компьютерные алгоритмы рассчитывают время в пути и предлагают альтернативный маршрут, чтобы разгрузить участки с напряженным трафиком и сэкономить время людей. В приложениях даже есть функция общения водителей между собой.

Технология V2X — гораздо более масштабна. Она координирует не только поведение водителей и беспилотных автомобилей. С ее помощью можно контролировать дорогу целиком. Так, система может «понять», что на линии общественного транспорта начало нарастать отставание от расписания. Тогда она скорректирует работу светофоров на перекрестках таким образом, чтобы трамваи или троллейбусы получили приоритет и опоздание сократилось. Другой пример: камеры контроля дорожной обстановки могут зафиксировать аварию. В этом случае они отправят соответствующий сигнал в систему управления. А та — не только предупредит других водителей об опасности, но и вызовет скорую помощь, при этом построив для нее кратчайший маршрут.

Как используют V2X

Увеличение рентабельности беспилотных перевозок. Без V2X нельзя сделать постоянные логистические коридоры для беспилотного транспорта. Грузовики должны хорошо ориентироваться в пространстве и получать от программ точные команды: какую скорость и дистанцию держать, как обходить различные препятствия. Беспилотные перевозки станут массовыми только в том случае, когда на это будут работать не только бортовые компьютеры, но и вся дорожная инфраструктура.

Оптимизация дорожного хозяйства. Специальные камеры и датчики могут оповещать коммунальные службы о любых сложностях, которые возникают на трассах и автострадах. Например, о появлении гололедицы, снежных наносов, повреждении асфальтового покрытия. Их можно устранять значительно быстрее. Более того, датчики способны отслеживать трещины, которые только появляются. Поэтому ремонт может быть более оперативным и не таким дорогим.

Распределение трафика. В случае с беспилотным транспортом алгоритмы направляют автомобили по альтернативным маршрутам, если на каком-то участке возникает пробка. На сложных перекрестках система сама настраивает светофоры таким образом, чтобы заторы устранялись быстрее. На дорогах с большим количеством светофоров программы так их синхронизируют, чтобы водители двигались более равномерно, это снижает вероятность аварий.

Улучшение работы общественного транспорта. Во многих городах администрация старается сделать личные авто менее выгодными, а проезд на автобусах и троллейбусах — быстрым и комфортным. Это снижает количество пробок, позволяет сделать больше пешеходных зон и пространств для отдыха. Чтобы общественный транспорт действительно стал скоростным, ему нужно давать приоритет в процессе движения. Для этого V2X специальным образом регулирует смену светофоров.

Помощь экстренным службам. Правила уже обязывают всех участников движения уступать дорогу автомобилям со спецсигналами. Но система V2X позволит заранее оповещать людей о приближении машины экстренных служб. Благодаря этому реагирование на чрезвычайные ситуации будет еще более быстрым.

Как V2X развивается в России

Пилотные трассы, которые поддерживают технологию, открыты на участках ЦКАД и М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом. Именно здесь запустят первые беспилотные грузоперевозки, дороги должны быть готовы к такому проекту. Считается, что со временем потоки вообще разграничат: беспилотный трафик отправят по специальным логистическим коридорам — дублерам трасс, где будет вся необходимая инфраструктура V2X.