25 августа 3 минуты чтения #Технологии

Почему мы пока не готовы к беспилотным машинам

Иллюстрация материала

Беспилотные автомобили знакомы нам по фильмам. Эти машины символизируют технический прогресс, но пока их сложно перенести с экранов на реальные дороги. Разбираемся, какие шаги проходят автомобили, чтобы стать полностью автономными, и на каком этапе находится большинство современных машин.

Как работают беспилотные авто и какие бывают уровни автономности В зависимости от вовлеченности водителя в управление выделяют несколько уровней автономности.

  • Первый уровень. Человек ведет машину сам, но использует подсказки и незначительную помощь бортового компьютера. Например, при выезде за пределы полосы автомобиль подает предупреждающий сигнал и самостоятельно возвращается обратно.
  • Второй уровень. Компьютер помогает поддерживать среднюю скорость потока с помощью адаптивного круиз-контроля. Автомобиль не только едет с заданным темпом, но и анализирует поведение других участников движения.
  • Третий уровень. Машина самостоятельно едет и маневрирует, а не только регулирует скорость. Но в сложных ситуациях требуется подключение человека — например, если дорожное покрытие плохого качества.
  • Четвертый уровень. Искусственный интеллект сам справляется с любыми ситуациями, автомобиль становится полностью автономным, а водитель превращается в пассажира и может не следить за дорогой.

Есть 2 основных способа обучить беспилотные авто. Первый — показывать нейросети ролики, где водители действуют в зависимости от ситуации. Компьютер запоминает и повторяет поведение человека, но не анализирует происходящее. Другой способ сложнее: разработчики сразу предлагают автомобилю проехать по маршруту и при этом не допустить нарушения правил дорожного движения. Искусственный интеллект сам оценивает обстановку, планирует маршрут и алгоритм движения.

Почему беспилотные автомобили — редкость

Технологии несовершенны. Пока машины не могут полностью контролировать дорожную обстановку, предсказывать движения других участников и быстро реагировать на происходящие изменения. В любом случае, будет возникать много ситуаций, когда человеку придется брать управление на себя.

Нет единой и понятной законодательной базы. Чтобы внедрить беспилотные машины, нужно изменить ПДД, законы в уголовной, административной и страховой сфере. Когда за рулем автомобиля находится человек, правоохранительные органы могут привлечь к ответственности виновника ДТП, взыскать с него деньги за причиненный ущерб. Но если машиной управляет компьютер, возникают сложности. В законе не сформулировано, кого в этом случае считать виновным: производителя автомобиля или ПО, либо компанию, которая занимается техническим обслуживанием машины.

Водители психологически не готовы к поездкам на беспилотных машинах. Многие водители пока с трудом представляют, как можно отпустить руль и педали и не следить за дорогой. Чтобы привыкнуть к этому, должно пройти определенное время. Важен и другой момент: зачастую автолюбители получают удовольствие от самого процесса вождения и не готовы его делегировать.

Когда люди пересядут на беспилотные автомобили

Многие машины уже сейчас находятся на начальных уровнях автономности. Они оснащены круиз-контролем, парковочными ассистентами, датчиками дистанции и системой предупреждения о выезде с полосы. А компьютер-автопилот Tesla самостоятельно ведет машину и маневрирует в потоке.

Технологии позволят полностью освободить руки автолюбителей через несколько лет. С вопросом психологической готовности все сложнее. Вероятно, первыми за такие машины сядут сами разработчики. Затем — наиболее продвинутые пользователи и адепты современных технологий. Возможно, в конце концов, беспилотные машины станут массовыми.

Разумеется, чтобы у людей возрастало доверие к технологии, на каждом этапе разработки автомобили должны проходить строгие тесты на безопасность и соответствие заявленному уровню автономности.