Беспилотные автомобили знакомы нам по фильмам. Эти машины символизируют технический прогресс, но пока их сложно перенести с экранов на реальные дороги. Разбираемся, какие шаги проходят автомобили, чтобы стать полностью автономными, и на каком этапе находится большинство современных машин.
Как работают беспилотные авто и какие бывают уровни автономности В зависимости от вовлеченности водителя в управление выделяют несколько уровней автономности.
Есть 2 основных способа обучить беспилотные авто. Первый — показывать нейросети ролики, где водители действуют в зависимости от ситуации. Компьютер запоминает и повторяет поведение человека, но не анализирует происходящее. Другой способ сложнее: разработчики сразу предлагают автомобилю проехать по маршруту и при этом не допустить нарушения правил дорожного движения. Искусственный интеллект сам оценивает обстановку, планирует маршрут и алгоритм движения.
Технологии несовершенны. Пока машины не могут полностью контролировать дорожную обстановку, предсказывать движения других участников и быстро реагировать на происходящие изменения. В любом случае, будет возникать много ситуаций, когда человеку придется брать управление на себя.
Нет единой и понятной законодательной базы. Чтобы внедрить беспилотные машины, нужно изменить ПДД, законы в уголовной, административной и страховой сфере. Когда за рулем автомобиля находится человек, правоохранительные органы могут привлечь к ответственности виновника ДТП, взыскать с него деньги за причиненный ущерб. Но если машиной управляет компьютер, возникают сложности. В законе не сформулировано, кого в этом случае считать виновным: производителя автомобиля или ПО, либо компанию, которая занимается техническим обслуживанием машины.
Водители психологически не готовы к поездкам на беспилотных машинах. Многие водители пока с трудом представляют, как можно отпустить руль и педали и не следить за дорогой. Чтобы привыкнуть к этому, должно пройти определенное время. Важен и другой момент: зачастую автолюбители получают удовольствие от самого процесса вождения и не готовы его делегировать.
Многие машины уже сейчас находятся на начальных уровнях автономности. Они оснащены круиз-контролем, парковочными ассистентами, датчиками дистанции и системой предупреждения о выезде с полосы. А компьютер-автопилот Tesla самостоятельно ведет машину и маневрирует в потоке.
Технологии позволят полностью освободить руки автолюбителей через несколько лет. С вопросом психологической готовности все сложнее. Вероятно, первыми за такие машины сядут сами разработчики. Затем — наиболее продвинутые пользователи и адепты современных технологий. Возможно, в конце концов, беспилотные машины станут массовыми.
Разумеется, чтобы у людей возрастало доверие к технологии, на каждом этапе разработки автомобили должны проходить строгие тесты на безопасность и соответствие заявленному уровню автономности.