Какие цифровые решения могут предложить российские разработчики ПО транспортной отрасли
Когда заходит речь о цифровизации транспорта, многие представляют себе беспилотные автомобили. Безусловно, это одна из самых впечатляющих технологий, но далеко не единственная. Транспортные системы в целом становятся более умными, и отечественные разработчики активно участвуют в этом процессе.
Провайдер, который поставляет ПО, размещает на всех автомобилях парка специальные чипы. Устройства контролируют основные системы машины: навигационную, топливную, двигательную и другие. Данные о состоянии каждого автомобиля поступают в единую систему мониторинга, куда интегрированы и сервисы оповещения о штрафах. Фактически, для транспортного парка создается его виртуальная копия. Благодаря этому компанией становится значительно проще управлять.
Как ПО оптимизирует работу транспортных компаний
Менеджеры в любой момент времени обладают информацией о том, на каком этапе находится доставка грузов или в какой точке маршрута движется пассажирский транспорт.
Исключается нецелевое использование машин: данные обо всех рейсах хранятся в системе длительное время.
Благодаря умным датчикам и ПО проще следить за уровнем топлива: любые резкие отклонения в статистике становятся заметны. Беспрепятственно слить его из бака не получится.
Система контроля за штрафами и нарушениями побуждает водителей быть более аккуратными, количество аварий уменьшается.
При попытке угона авто срабатывает экстренное оповещение. Машину можно дистанционно заблокировать.
Система напоминает, когда подходит время для ТО каждого конкретного автомобиля.
Камеры устанавливают на транспорт или автомагистрали, и существует два основных сценария их работы. Они могут пассивно записывать все происходящее в специальное облако. Тогда в случае каких-то конфликтных ситуаций к этим записям обращаются, чтобы установить объективную картину. Также камеры могут фиксировать какие-то триггерные события и запускать на их основе цепочку процессов. Например, если камера зафиксировала факт аварии на платной магистрали, она может отправить сообщение дорожной службе и спасателям.
Как ПО оптимизирует работу транспортных компаний
Видеорегистраторы помогают определить виновного в дорожно-транспортном происшествии. Это облегчает взаимодействие с ГИБДД и страховыми компаниями.
Камеры над входами, выходами, валидаторами и терминалами оплаты позволяют отслеживать факты безбилетного проезда.
Регистраторы над водительским сиденьем помогают контролировать состояние водителя. Они могут отправить предупреждающий сигнал, если обнаружат у него признаки усталости: заторможенную мимику, хаотичные движения зрачков глаз, отклонение положения головы от вертикального.
Если в транспорте или на остановке обнаружат подозрительный предмет, по камерам можно быстро отследить маршрут человека, который его принес. А еще — выяснить, где он находится сейчас.
Камеры помогают контролировать состояние особо важных грузов.
Биометрические данные — это уникальные характеристики человека: черты лица, голос, сетчатка глаза, отпечатки пальцев. По ним специальные системы могут распознавать и идентифицировать отдельных людей. Если биометрия открывает доступ к особо важным данным и функциям, способы идентификации могут усложняться, а их количество — увеличиваться.
Как ПО оптимизирует работу транспортных компаний
Биометрический доступ к управлению автомобилем исключает риск подмены и вождения по чужим документам.
Такой способ идентификации уменьшает вероятность угона машины.
Технология распознавания лиц позволяет организовать для пассажиропотока в общественном транспорте так называемые «зеленые коридоры». Это бесконтактные системы оплаты, когда с карты пассажира автоматически списывается стоимость проезда на основании биометрических данных. Подобные решения — Face Pay — уже внедряют в Московском метро. Это поможет значительно ускорить транспортные потоки, уменьшить количество очередей.
Все перечисленные цифровые решения достаточно сложно воплотить без сильного центра обработки данных. Обычно именно туда стекается информация от всех систем мониторинга, видеонаблюдения, безопасности. Там она хранится и, если необходимо, проходит обработку. Например, программы для умных камер анализируют плотность пассажиропотока на разных станциях и остановках, дают прогнозы о том, где и когда стоит увеличить количество транспорта или сократить интервалы движения.
Как ПО оптимизирует работу транспортных компаний
С виртуальным ЦОД компании не нужно самостоятельно покупать серверное оборудование и дорогостоящие программы, выделять место и ресурсы. Все это доступно для аренды.
Можно ограничиться небольшим штатом IT-специалистов, которым не нужно поддерживать инфраструктуру, а можно сосредоточиться на аналитической и стратегической работе.
С виртуальным ЦОД компания способна выстроить даже наиболее сложные системы наблюдения и аналитики: у крупных провайдеров всегда хватит мощности для обработки больших массивов данных.
На транспорте и на остановках устанавливают специальные мониторы, которые транслируют интерактивный контент: можно настроить расписание показа рекламы, подключать элементы геймификации с помощью QR-кодов и сенсорных дисплеев.
Как ПО оптимизирует работу транспортных компаний
Умные экраны — дополнительный способ монетизации от рекламы. Ее можно точнее таргетировать в зависимости от локации или времени суток. Специальные камеры, которые часто идут в комплекте с экранами, могут распознавать лицо и транслировать контент в зависимости от возраста или пола человека. Благодаря таким преимуществам рекламой на транспорте захочет воспользоваться больше компаний.
С помощью экрана владельцы автопарков могут сотрудничать с большим количеством рекламодателей, ведь контент постоянно ротируется. В этом серьезное отличие технологии от статичных виниловых баннеров, которые можно размещать на автомобилях в ограниченном количестве.