Цифровые люди и аватары участвуют в виртуальных показах и конференциях, представляют бренды на выставках или консультируют клиентов. Рассказываем, чем цифровой человек отличается от аватара и как будут развиваться технологии.
В виртуальной реальности есть два типа смоделированных персонажей — аватары и люди.
Цифровой аватар — это 3D-модель, которая похожа на реального человека. Как в компьютерной игре, в виртуальном мире действуют копии настоящих людей. Их используют, например, чтобы заменить реальную знаменитость цифровой копией.
Технология развивается быстро: цифровой аватар уже может заменить реальную знаменитость, если она не готова поучаствовать в съемках. Сервис Messi Messages позволяет сделать видеозапись с персональным обращением от Лионеля Месси. Любой человек может снять видео и заменить себя на аватар футболиста.
Другой пример — реклама «Сбера» с Жоржем Милославским, персонажем советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Актер Леонид Куравлев не смог бы повторить роль в силу возраста, поэтому внешность и голос Жоржа воссоздали с помощью нейронных сетей.
Цифровой человек — это не копия настоящего человека, а собирательный, придуманный образ. Его создают с нуля с помощью компьютерной графики или нейронной сети. Это персонаж, которого никогда не существовало, но у которого есть своя история, мировоззрение и характер. Цифровые люди в России пока мало известны, но быстро набирают популярность.
У Алионы Пол, которую создали в компании Malivar, почти 16 тысяч подписчиков в инстаграме. Она рассказывает об осознанном потреблении, цифровом искусстве и работает моделью на цифровых показах.
Еще одна известная цифровая личность — Тамара Нейророжденная. Она делится мыслями о технологиях, берет интервью у блогеров, музыкантов и дизайнеров. Еще Тамара пытается понять, каково быть человеком. Сейчас за ее инстаграмом следят более 12 тысяч человек.
Первый способ — 3D-моделирование и компьютерная графика. Внешность цифрового аватара, его мимику и движения прорисовывают дизайнеры и программисты. Так создают упрощенные версии цифровых людей — виртуальных помощников, дикторов, консультантов. Это визуальная оболочка, за которой можно скрыть чат-бот или голосового ассистента, похожего на Siri или Алису.
Второй способ — нейросеть и костюмы, которые захватывают движения и мимику реального актера. Поверх движений человека накладывается компьютерная графика, которая меняет его внешность. Получается реалистичная 3D-модель с самыми разнообразными эмоциями.
Подходы можно комбинировать: создавать с помощью нейросети уникальное лицо аватара, а с помощью специальной программы накладывать его на видеозапись с реальным человеком. Примерно по такому принципу работает программа для замены лиц Deep Fake.
Использовать аватары можно практически в любой сфере. Они могут быть консультантами в банках или интернет-магазинах, моделями на виртуальных показах, лекторами образовательных курсов и амбассадорами брендов.
Яркий пример — первая в России цифровая ведущая Елена, которую создали в Лаборатории робототехники Сбербанка. Она озвучивает текст, который написал человек, но ее мимика, артикуляция и голос генерируются нейросетью. Елена может рассказывать новости, презентовать продукты или вести обучающие программы.
Еще один пример — компания Renault использовала виртуальную девушку Лив в рекламе внедорожника KADJAR.
Цифровой человек продуктивнее реального. Аватару не нужно платить гонорар, а работать он может круглосуточно. Вся его коммуникация с живыми людьми регулируется: он не сделает что-то, что подорвет имидж компании.
Компания, которая однажды вложилась в создание образа, получает все права на его использование. Не будет такой ситуации, когда модель запретила использовать свое изображение на баннере или спикер передумал выступать на конференции.
Цифровые люди делают производство контента дешевле. Чтобы снять рекламу, не нужно подбирать актеров, нанимать стилистов и гримеров, тратить время и средства на подготовку всех участников. Вместо этого можно сгенерировать виртуальный ролик. Или снять всего одного актера, а затем наложить нужную нейронную маску.
Образ легко подстроить под целевую аудиторию. Одна компания может использовать несколько цифровых людей для разных активностей или для продажи разных товаров. Например, Puma изучила аудиторию бренда в Юго-Восточной Азии и создала виртуальную девушку Майю, чтобы представить новую коллекцию кроссовок в этом регионе.
Вычислительные мощности процессоров растут, поэтому со временем аватары и виртуальные люди будут становиться еще больше похожи на нас. Уже сейчас есть возможность делать фотореалистичные изображения с высокой детализацией: веснушки, цвет глаз, волосы, морщинки.
Всё больше компаний понимает, что им нужна коммуникация в цифре. Они ведут блоги, Инстаграм, ТикТок и пробуют достучаться до молодой аудитории. Логичное продолжение этого тренда — использовать контент, который создают нейросети.