Одна из любимых тем футурологов — исследования о будущем авиации. Специалисты рассуждают, как будут выглядеть самолеты завтрашнего дня, аэропорты и взлетно-посадочные полосы. Но первые цифровые изменения в авиации начнутся с более простых и повседневных вещей. Компании активно оптимизируют свои расходы и совершенствуют взаимодействие с клиентами. Рассказываем, как это происходит.
Самолет — это сложная система, в которой слаженно работают многочисленные узлы и соединения. Поэтому при проектировании и обслуживании воздушного судна используют методы компьютерного моделирования: они учитывают все нюансы работы техники и делают ее более надежной.
Но в процессе ежедневной эксплуатации детали изнашиваются, и мелкие поломки не всегда удается оперативно отследить. В системе накапливаются сбои и ошибки, которые могут привести к авариям. Поэтому инженеры пришли к идее создания цифрового двойника самолета. Для этого в разных частях двигателя и посадочных устройств самолета еще на этапе сборки ставят тысячи датчиков. Информация, которая поступает от них в режиме реального времени, позволяет создать виртуальную модель самолета.
С помощью такой модели специалисты не только узнают об актуальном состоянии воздушного судна, но и могут предсказать, как скоро и какой ремонт ему потребуется. Это делает техобслуживание самолета более эффективным и дешевым — ведь незначительные поломки устраняются на самых ранних этапах, когда значительные повреждения еще не успели возникнуть. Но главное — при таком подходе перелеты становятся безопаснее.
Авиакомпании начинают внедрять большие данные для эффективной работы с клиентами. Так, специальные системы анализируют частоту и дальность перелетов отдельных пассажиров. На основе этой информации компания может предложить людям персонализированные условия в программе лояльности. Маркетинговые акции станут более адресными и полезными.
Благодаря подробной истории полетов система бронирования предлагает пассажирам альтернативные рейсы, которые сделают путешествие более комфортным. Например, человеку, который предпочитает длительные стыковки по 1‒2 дня, компания будет чаще предлагать именно такие варианты перелетов.
Отдельные алгоритмы анализируют предпочтительные каналы связи для каждого пассажира. Кому-то удобнее получать уведомления о рейсе в СМС, кому-то — в мессенджерах или социальных сетях, а кто-то чувствует себя более комфортно, когда общается с живым представителем авиакомпании по телефону. Все это помогает выстроить более доверительные отношения с клиентом, повысить его лояльность.
Сообщения о переносе времени рейса обычно застают врасплох и приходят за несколько часов или даже минут до отправки. Это может расстраивать планы пассажиров и сильно влиять на их лояльность к авиакомпании.
Совсем другая ситуация — когда человек за несколько дней знает о том, что его рейс могут задержать, и заранее корректирует свое расписание. Звучит как что-то невероятное, но при наличии массива нужных данных такое возможно. Существуют специальные сервисы, которые анализируют историю климата в конкретном регионе, текущие погодные условия, состояние и загруженность аэропорта, частоту и длительность задержек в каждой отдельной авиакомпании. На основе этой информации составляется прогноз возможного переноса времени взлета, и человек может это учитывать при составлении планов.
Стойки для самостоятельной регистрации багажа сейчас есть во многих крупных российских аэропортах. Это помогает дополнительно сократить время на предполетные процедуры.
Но некоторые перевозчики пошли дальше: они снабжают багаж электронными метками. По ним пассажир в любой момент времени может отследить, где находятся его вещи: в терминале аэропорта, по пути в самолет, на ленте получения.
Идею подхватили и производители чемоданов. Некоторые из них сразу встраивают в кейсы специальные чипы. Благодаря этому вещи не потеряются не только в процессе перелета, но и когда человек перемещается другими видами транспорта.
Электронной регистрацией сейчас никого не удивишь: это достаточно популярный способ пройти верификацию перед полетом. Но многих останавливает то, что авиакомпании все равно требуют распечатать посадочный талон, а это не всегда удобно. Поэтому некоторые перевозчики и крупные аэропорты внедряют систему безбумажного мобильного посадочного талона.
Пассажир покупает билет, затем регистрируется на сайте авиакомпании или в приложении и получает электронный талон со штрихкодом. Его нужно приложить к турникету для входа в аэропорт, а затем предъявить в зоне досмотра и сотруднику перед посадкой.
Информация о том, что пассажиры прошли все процедуры предполетного контроля, автоматически поступит в общую базу, и система безопасности быстро разрешит взлет судна.
Чем меньше времени человек проводит в аэропорту, тем лучше для всех участников перевозок. Пассажиры экономят ресурсы, компании получают более лояльных клиентов, аэропорт увеличивает пропускную способность. Но чтобы перелеты были безопасными, все пассажиры должны пройти определенные процедуры верификации. Биометрическая идентификация помогает сделать это быстрее.
Система датчиков фотографирует и запоминает пассажира в «чистой зоне». Затем на посадке камеры сканируют его лицо, сверяют со сведениями в базе и при совпадении — пропускают человека в самолет.