14 июня 2023 года по трассе М—11 Москва — Санкт-Петербург впервые запустили беспилотные грузовые машины для перевозки товаров. В эксперименте участвовали новые модели «КАМАЗ», которые представляли на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Автономные грузовики оснащены многочисленными сенсорами, камерами и датчиками. Эти приборы собирают информацию обо всем, что окружает машину: пешеходах, других авто и препятствиях. Данные отправляются в центральный вычислительный блок, где компьютер анализирует их с помощью алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта, а затем принимает решение о том, какой маневр должен совершить грузовик на дороге.
Использование беспилотных грузоперевозок решает проблему нехватки водителей. Кроме того, автономный грузовик способен работать круглосуточно. А человеку это законодательно запрещено, он может находиться за рулем не более 9 часов в сутки. Технология выгодна транспортным компаниям по нескольким причинам:
Сейчас автономные перевозки еще только тестируют, и о полной замене обычных речь не идет. На это влияет ряд факторов.
Отсутствие проработанной законодательной базы. Пока автономные грузовики выпускают на трассу в тестовом режиме, в кабине находится водитель-испытатель, который при необходимости берет управление на себя. Предполагается, что однажды авто будут передвигаться без «присмотра». Возникает вопрос о том, кто ответственен за возможные ДТП с участием машины без водителя: компания, которая разработала ПО, автомобильный концерн или конечный участник цепочки ― компания-перевозчик.
Технические ограничения. Технология беспилотных автомобилей только развивается, и гарантировать ее полную надежность и безопасность нельзя. Обычный водитель эффективнее справляется с такими сложностями, как непогода, плохая дорога, ремонт или нестандартное поведение другого участника движения.
Недостаточно развитая инфраструктура. Для безопасного передвижения автономных грузовиков требуются качественное дорожное покрытие, выверенные знаки и разметка, сенсоры и камеры. Для массового запуска автомобилей без водителя российские дороги еще не готовы.