3 января 2 минуты чтения #Развлечения

Что такое синтетические медиа и какое будущее ждет СМИ

Иллюстрация материала

В инфополе постепенно появляется новый вид медиа — синтетические. Этим термином называют средства массовой информации, которые полностью или частично созданы с помощью искусственного интеллекта. Разбираемся, смогут ли они вытеснить привычные СМИ.

Что такое синтетические медиа

Синтетические медиа отличаются от стандартных тем, что там основная часть контента создается не людьми, а искусственным интеллектом. Он производит реалистичные изображения и генерирует тексты.

К синтетическим медиа относят не только сами СМИ, но и различные программы: например, маски в мобильном приложении TikTok. Они подстраиваются под лицо и мимику пользователя и трансформируют их таким образом, что результат получается максимально правдоподобным.

В чем польза синтетических медиа

Искусственный интеллект упрощает работу журналистов. Функции корреспондента сводятся к сбору фактов и написанию текста, а в кадре стоять не обязательно. Например, сейчас активно набирает обороты британская ИИ-платформа для создания видео Synthesia. Она позволяет записывать ролики на 60 языках. Нужно лишь ввести в программу текст и выбрать аватара — виртуального персонажа, который будет его произносить. Система сама переведет текст на нужный язык, озвучит его и настроит синхронизацию губ так, чтобы аватар казался носителем языка.

Также в синтетических медиа могут использовать изображения, которые создал искусственный интеллект. Сайты с такими иллюстрациями ценятся поисковыми системами за уникальность и ранжируются выше порталов-конкурентов. Пример программы для генерации изображений — DALL-E 2. Человек дает текстовое техническое задание, и алгоритм формирует картинку. А еще он умеет вносить правки в существующие фото и создавать различные вариации на базе оригинала.

ИИ даже позволяет делать фильмы и рекламные ролики с одного дубля. Если актер перепутает слова, достаточно поправить текстовую расшифровку, и нейросеть адаптирует под нее мимику и речь.

В чем опасность синтетических медиа

С помощью таких СМИ можно распространять поддельные новости, которые будет невозможно отличить от реальных. Смоделированные фото и видео называют дипфейками — этот термин был придуман пользователем Reddit в 2017 году.

Один из нашумевших дипфейков в интернете — канал в TikTok с постами якобы от Тома Круза. При просмотре роликов создается впечатление, что на них действительно присутствует известный актер. На самом деле, это лишь видеоролики, созданные с помощью искусственного интеллекта.

Пока социальные сети и сами пользователи не готовы к массовому наплыву подобного контента. Последствия распространения фейков могут быть самыми серьезными — от разрушения репутации людей до дезинформации в корыстных целях и кражи личных данных.

Какое будущее ждет СМИ

Постепенно будут появляться новые технические возможности защиты от подделок, станут более совершенными способы их обнаружения с помощью машинного обучения. Социальные сети начнут в автоматическом режиме принимать меры по проверке контента на достоверность: следить за учетными записями, модерировать контент и проводить фактчекинг.

Вместе с развитием технологий защиты от поддельного контента СМИ начнут использовать искусственный интеллект на пользу аудитории. Технология сможет взять на себя рутинные, повторяющиеся задачи в медиа: создание новостей и распознавание изображений. Ей можно будет доверить модерирование комментариев и удаление спама и оскорблений.

Некоторые журналисты утверждают, что новости, созданные на основе искусственного интеллекта, выглядят шаблонными. Зато робот способен сделать их быстро, точно и максимально объективно.