Кажется, что люди не очень часто бывают в космосе: старты экспедиций происходят всего несколько раз в год. Но помимо пилотируемых кораблей каждые несколько дней на околоземную орбиту отправляют другие аппараты: спутники связи, телескопы, исследовательское оборудование. Из-за этого в космосе уже скопилось больше 6 000 тонн мусора. Рассказываем, как эту проблему решают инженеры и ученые.
Запуск космических аппаратов и работа астронавтов серьезно влияют на состояние Земли и околоземного пространства.
Чтобы сократить количество доставляемых на МКС грузов, инженеры сконструировали специальный 3D-принтер. В качестве материала он использует переработанные пластиковые отходы астронавтов. Принтер изготавливает необходимые для жизни предметы и детали для починки различных приборов. Планируется использовать его и для утилизации существующего мусора на орбите.
Технологии могут использоваться и для создания более эффективных видов горючего. Например, ученые опробовали возможность использования 3D для печати твердого топлива. В принтер загружают специальный химический состав, и тот создает вещество со стабильной структурой. Ее можно менять в зависимости от задач и конструкции конкретной ракеты. Такое топливо более безопасно, так как на любом этапе создания не требует прямого участия человека. А поведение ракеты более предсказуемо, на нее проще повлиять во время старта. Пока твердое горючее планируют использовать для легких ракет, но ученые видят перспективы его применения и для вывода космических аппаратов на околоземную орбиту.
В космосе регулярно проводят эксперименты с живыми клетками и тканями, которые печатают на принтерах. До недавнего времени в этом процессе активно использовали токсичные соли, чтобы повысить выживаемость культур. Сейчас ученые разработали биопринтеры нового поколения. Они печатают ткани не послойно, а трехмерно, по принципу «лепки снежка».
Такие структуры более стабильны и не требуют использования вредных веществ. С помощью подобного принтера уже печатают хрящевые ткани человека и щитовидной железы мышей.
Космический мусор возникает в том числе и потому, что руководители полетов разных стран просто не знают, где на орбите находятся чужие космические объекты. Иногда информацию засекречивают сознательно, ведь некоторые спутники — военные. Но часто неразбериха происходит потому, что аппараты давно перестали работать и посылать какие-либо сигналы. Это приводит к столкновениям объектов, серьезным экономическим потерям и увеличению количества мусора.
Чтобы решить проблему, предполагается использовать технологии блокчейн. Все организации, которые отправляют в космос аппараты, должны будут загружать в сеть следующую информацию: какой объект запущен, какие у него технические характеристики, где именно планируется его местоположение. Доступ к базе должен быть у всех стран, и внести в нее изменения в одностороннем порядке не получится.
Предполагается, что проблему загрязнения космического пространства придется решать несколькими методами. Во-первых, ожидается запуск специальных роботов-уборщиков. Они будут собирать части аппаратов в сети и либо доставлять их на МКС для дальнейшей переработки, либо перенаправлять в верхние слои атмосферы Земли, где они сгорят.
Во-вторых, ученые рассматривают возможность отправки на орбиту достаточно массивного объекта, который будет притягивать мелкие частицы за счет своей гравитации.
Наконец, на мусор можно наносить специальную пену: она увеличивает размер объекта, тот замедляется, его орбита понижается. Мусор попадает в атмосферу Земли и там сгорает.
Для сокращения космического мусора используют «интернет вещей». Сейчас мониторинг состояния спутников и другой космической техники происходит с помощью двумерных электрических схем. Они недостаточно наглядны и информативны, иногда по ним сложно быстро оценить состояние аппарата и определить поломку.
Ученые внедрили технологию, которая позволяет создать трехмерную цифровую копию объекта. Специальные датчики в реальном времени показывают большой массив данных обо всех ключевых системах аппарата. Например, они демонстрируют углы поворота солнечных батарей, наполненность аккумуляторов, давление, температуру важных узлов и соединений, отображают выработанный ресурс всех приборов.
Команда, которая руководит полетом, может быстрее устранять поломки, точнее планировать график технического обслуживания аппарата. В результате он работает дольше, количество запусков и отработанных деталей в космосе сокращается.