16 февраля 3 минуты чтения #Бизнес

Как развивалась концепция современных CRM-систем и чего нам ждать от них в будущем

Иллюстрация материала

Бизнес регулярно взаимодействует с клиентами: предлагает услуги, регистрирует сделки, получает обратную связь. Чтобы делать это эффективно, нужны автоматизированные базы данных. Сейчас эту функцию выполняют CRM, но они были не всегда. Рассказываем, как выглядели начальные концепты таких систем, что умели первые программы и как CRM будут развиваться в будущем.

Как работали с клиентами и задачами до CRM

В дословном переводе с английского языка CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами. Это программа или сервис, который помогает собирать базу данных о заказчиках, фиксировать взаимодействия и сделки, а также автоматизировать продажи.

До появления CRM-систем менеджеры вели картотеки, похожие на библиотечные каталоги. Они включали имя и контактные данные клиентов, хронологию взаимодействий и сведения о сделках. Карточки размещались в алфавитном или хронологическом порядке, чтобы облегчить поиск.

В 1947 году адвокат Моррис Перкин придумал, как записывать запланированные встречи и мероприятия, чтобы разумно организовать расписание, отмечать текущие и выполненные задачи. Система получила название Day-Timer и внешне напоминала современные ежедневники. Изобретение было удобным и функциональным и спустя 5 лет пришло в мир маркетинга и продаж. Но оно не подходило среднему и крупному бизнесу, потому что записи менеджеров не связывались между собой. Они могли дублироваться, упускать данные и задачи, что не помогало вести дела. Информация могла быть утеряна или похищена.

Следующим шагом к CRM стало изобретение системы Rolodex в 1956 году. Ее автор Арнольд Нюстадтер создал компактный вращающийся каталог с карточками. Они были похожи на визитки с информацией о клиентах. Rolodex был популярен почти 20 лет, пока его не сменил новый способ записи контактов.

В 70-е годы популярность обрели персональные компьютеры. Значительный пласт накопленной рукописной и печатной информации оцифровали. Благодаря машинному поиску скорость работы выросла.

Первые CRM-системы и их эволюция

Прототип современных CRM-систем появился в 1987 году. Это была программа «Act!». Американские разработчики Пэт Салливан и Майк Муни изучили проблемы сотрудников отдела продаж и создали специальное ПО. «Act!» позволяла делать следующее:

  • собирать данные о клиентах и отслеживать их взаимодействие с компанией,
  • хранить сведения о продуктах, которые предлагала фирма,
  • анализировать продажи,
  • связываться с заказчиками и поставщиками.

Впервые информация из записных книжек и каталогов объединилась в систему. Каждый сотрудник видел, на каком этапе сделки находится клиент, когда поступил новый заказ и какие продукты пользуются спросом. Программа много раз обновлялась и востребована до сих пор.

Прародитель CRM уже был на рынке, но сам термин появился благодаря компании Siebel Systems. В 1994 году она выпустила программу, которая не только собирала и хранила данные о заказчиках, но и позволяла повышать их лояльность за счет скидок и подарков. Чтобы обозначить специфику такого ПО, в 1995 году придумали аббревиатуру CRM.

В конце 90-х годов появились CRM-системы в онлайн-формате. Они не получили распространения, так как не было технической возможности качественно их реализовать. Следующим этапом развития стали облачные сервисы. Они были удобны, потому что не требовалась установка на каждый компьютер, и более безопасны, так как доступ к базе данных не зависел от исправности устройства и порядочности сотрудников.

В каких направлениях будут развиваться CRM

CRM и искусственный интеллект. ИИ будет учитывать много несистематизированных данных и определять закономерности в поведении клиентов, предлагать оптимальные подходы к взаимодействию.

CRM и голосовой ввод. Как и в других сферах, голосовой набор ускорит ввод данных и освободит руки. Также с помощью голосовых технологий можно будет документировать ход переговоров.

CRM и умные устройства. Благодаря интеграции с CRM-системой устройства смогут передавать сведения о неисправности напрямую компании-производителю. Это будет происходить в режиме реального времени и ускорит решение проблем.

Повышение лояльности клиентов и увеличение прибыли. CRM-системы будут объединяться с социальными сетями. Так в базы данных попадет больше информации, это поможет бизнесу усовершенствовать индивидуальный подход к каждому клиенту.