В последнее время все большее распространение получает технология платежей с помощью QR-кода. Это удобный способ оплаты услуг и товаров с помощью смартфона, который к тому же позволяет продавцу сэкономить на банковских комиссиях. Рассказываем, как работает такая система и что нужно сделать, чтобы ее настроить.
Продавец показывает распечатанную или электронную метку покупателю. В ней зашифрованы реквизиты, сведения о покупке и сумма. Человек наводит смартфон на код, устройство считывает его в мобильном приложении банка. Платеж проходит за несколько секунд, и касса формирует чек.
QR-коды бывают статическими (многоразовыми) и динамическими (одноразовыми). В первом случае клиенту самостоятельно нужно вводить сумму покупки, а во втором — она уже указана.
Финансовая выгода. Если клиенты расплачиваются по QR-коду, продавец экономит на отчислениях банку.
Комиссия за эквайринг (прием карт через стационарный терминал) иногда превышает 3 % от цены товара.
Платежи по коду банки могут проводить через СБП (систему быстрых платежей), что происходит чаще, или через свой собственный сервис. В первом случае комиссия для продавца не превышает 0,7 %, а во втором — банк сам определяет размер вознаграждения, но обычно он ниже 3 %.
Удобство использования. Для приема платежей по меткам не нужна дорогая техника. Достаточно распечатать статический QR-код, полученный в банке, и повесить его у кассы. Если метка динамическая, то продавец перед каждым платежом создает новую. Это не занимает много времени.
Быстрота расчетов. Платежи по карте приходят на счет в течение нескольких дней, а по QR-коду — за несколько секунд. Продавец сразу же получает уведомление о зачислении.
Они касаются того, какие суммы можно переводить продавцу по QR-коду. Есть два варианта развития событий.
1. Обратиться в банк, в котором у предпринимателя открыт расчетный счет для бизнеса.
2. Уточнить, можно ли настроить прием платежей по QR-кодам и подключен ли банк к СБП. В этом случае продавец сможет принимать оплату по QR-коду от клиентов всех банков, которые присоединились к системе быстрых платежей.
Некоторые банки разрабатывают свои сервисы QR-платежей. В этом случае иногда возникают нюансы в работе системы. Например, приложение может принимать платежи только от клиентов того же банка или устанавливать повышенные комиссии, если покупатель обслуживается в другом.
3. Выяснить размер комиссий за платежи по кодам и цену дополнительных услуг, если они нужны (кассового ПО с опцией генерации динамических QR, интеграции модуля оплаты на сайт).
4. Оставить заявку и подписать договор.
5. Получить многоразовый QR-код или инструкции по настройке программы для создания одноразовых.