6 июня 2 минуты чтения #Бизнес

Что такое торговый робот и кому он нужен

Иллюстрация материала

Нехватка кадров и частая смена персонала — ключевые проблемы в розничной торговле. Вот почему все больше крупных ритейлеров заменяют роботами «живых» сотрудников. Робототехника используется для разноплановых задач: от общения с клиентами до инвентаризации товара.

Зачем нужны торговые роботы

Сектор розничной торговли всегда отличался высокой конкуренций. В последние годы она стала еще серьезнее. Теперь магазины борются за покупателей не только друг с другом, но и с онлайн-продавцами. Для эффективной продажи потребительских товаров мало открыть магазин у дома. Нужно еще предложить клиенту высокий уровень сервиса, который включает удобную выкладку продукции, опрятный и привлекательный зал, максимально быстрые способы оплаты. Этому сильно помогает роботизация торговых пространств.

В ритейле роботы решают две основные задачи: совершенствуют работу с покупателями и оптимизируют бизнес-процессы. Они заменяют продавцов, кассиров, промоутеров и мерчендайзеров. Специалисты отмечают следующие плюсы техники: она не устает, не уходит на больничный, всегда приветлива с покупателями и способна работать 24 часа в сутки.

Какая робототехника используется в торговых залах

Роботизированные кассы — автоматизируют процесс оплаты товара и избавляют от очередей. Например, в японском кафе быстрого питания Mos Burger работает робот Орихиме. Он консультирует посетителей относительно меню, помогает оформить и оплатить заказ. Робот-кассир Маруся работает в отдельных точках сети «Теремок». Человекоподобный девайс может не только принять заказ и оплату, но также пообщаться с клиентом на свободную тему.

Роботы-консультанты — подсказывают, где найти нужный товар, а также рекомендуют продукцию на основе предпочтений покупателя. Например, их можно встретить в американской DIY сети Lowe’s. LoweBot говорит на 25 языках, может поддержать беседу и отвести клиента к нужному стеллажу. Робот Pepper работает в японской сети бытовой электроники Softbank. Он отвечает на вопросы о товарах, умеет танцевать и даже делать селфи с клиентами. Недавно сеть запустила полностью роботизированный магазин в Токио, где нет сотрудников-людей. Весь процесс покупки — от выбора товара до его оплаты и получения — сопровождают роботы.

Роботы-мерчендайзеры — проверяют наличие товара на полках и корректность цен. Одна из самых успешных разработок принадлежит компании Bossa Nova Robotics. Их устройство умеет анализировать, есть ли пустые места на полках, соответствует ли выкладка планограмме зала, актуальная ли цена указана на ценнике. На ревизию среднего по размеру торгового зала у робота уходит около часа, в то время как человеку понадобится минимум день. Машины от Bossa Nova Robotics использованы в крупнейшей сети Walmart.

Роботы-промоутеры — рассказывают об акциях и скидках. Они способны свободно двигаться по залу и даже узнавать постоянных клиентов благодаря встроенной системе распознавания лиц. В тестовом режиме роботы-промоутеры от компании Promobot работают в сети гипермаркетов «Лента».

Кому нужны торговые роботы

  • Торговые центры. Робот-промоутер в ТРК может встретить посетителей у входа, подсказать, где находится нужный магазин, и проводить клиента туда. Он расскажет об акциях, которые предлагают арендаторы, развлечет детей и взрослых. По отзывам ритейлеров, робототехника повышает лояльность покупателей и привлекает новых клиентов. Например, после установки робота компанией «Теремок» в холле ТК «Невский центр» в Санкт-Петербурге, люди специально заходили в комплекс, чтобы сфотографироваться с роботом, а затем выложить фотографию в соцсети.
  • Сетевые ритейлеры. Крупным торговым сетям и ресторанам быстрого питания робототехника позволяет снизить затраты на поиск и обучение персонала. Также сокращаются издержки компании в целом и увеличивается прибыль владельцев бизнеса. Один робот может заменить нескольких сотрудников. Снижается количество ошибок, вызванных человеческим фактором — например, тех, что касаются некорректных цен на товары.