Все больше крупных корпораций меняют бизнес-процессы, опираясь на принципы устойчивого развития. Разбираемся, какие преимущества дает EGS-трансформация и с какими сложностями приходится сталкиваться компаниям в процессе перехода на эту модель производства.
Аббревиатура ESG образована от трех английских слов: environment (окружающая среда), social (социальная политика) и governance (управление бизнесом). Соответственно, под ESG-трансформацией понимают развитие компании с соблюдением следующих принципов:
Экологичность предполагает, что компания стремится минимизировать негативное воздействие на окружающий мир. К этому относится использование «зеленой» энергии, сокращение электропотребления, уменьшение вредных выбросов в атмосферу и количества отходов.
Под социальной ответственностью подразумевается забота о персонале, клиентах и партнерах. Это создание комфортных условий труда, достойный уровень зарплаты, инвестиции в социальные проекты.
Грамотное корпоративное управление включает заботу о микроклимате в коллективе, прозрачную отчетность, отсутствие коррупции и дискриминации при найме сотрудников.
Соблюдение принципов ESG называют концепцией устойчивого развития, поскольку она обеспечивает стабильность компании в долгосрочной перспективе.
Привлечение инвестиций
В последние годы инвесторы все чаще обращают внимание на то, чтобы бизнес придерживался принципов устойчивого развития. На Западе многие крупные исследовательские агентства создают ESG-рейтинги компаний. По ним можно отследить, насколько та или иная организация успешна по трем направлениям: environment, social, governance. По данным консалтинговой компании EY (Великобритания), на индекс ESG обращают внимание 97 % инвесторов. Его также учитывают банки, принимающие решение о выдаче кредитов.
Увеличение прибыли
Создание комфортных условий для персонала ведет к повышению производительности труда. Это, в свою очередь, улучшает финансовые показатели компании. Соблюдение экостандартов позволяет сэкономить: например, за счет сокращения расходов электроэнергии или уменьшения «экологических» налогов.
Рост продаж
Основную платежеспособную аудиторию сейчас составляют миллениалы. Для людей, которые которые родились в 1980–1990 годах, важны не только материальные ценности. Они обращают внимание, насколько компании заботятся о природе, тестируют ли свою продукцию на животных. Часто при покупке они делают выбор в пользу более экологичных продуктов.
Репутация
ESG влияет на имидж компании и делает бренд более привлекательным для партнеров, клиентов и сотрудников.
Лояльность персонала
Комфортные условия труда, возможности для роста и развития персонала формируют лояльность сотрудников. Сокращается текучка кадров, а для привлечения новых работников требуется меньше ресурсов.
Само понятие ESG-трансформации бизнеса появилось относительно недавно: на Западе — чуть больше 15 лет назад, в России — только в последние годы. Пока на путь устойчивого развития встают только крупные корпорации. Малый и средний бизнес — в меньшей степени. Это связано с совокупностью причин:
Перестройка бизнес-процессов в соответствии со стандартами ESG требует серьезных финансовых вложений. Один только экологический аспект — например, переход на углеродную нейтральность — обходится компаниям очень дорого. Кроме того, многие руководители и собственники пока не понимают, как связать принципы ESG и глобальную стратегию развития компании, что тоже замедляет переход на новые технологии.
Нередки ситуации, когда руководители бизнеса хотели бы следовать принципам ESG, но для этого нет условий — например, на рынке отсутствуют альтернативные, более экологичные материалы для упаковки.
Помимо этого, в России пока нет единых стандартов, с помощью которых можно измерить составляющие устойчивого развития. Оценить, насколько компания соблюдает те или иные принципы, можно только субъективно на основании данных, которые организации предоставляют добровольно. По мнению аналитиков, как только появятся конкретные требования со стороны российских инвесторов и финансовых организаций, внедрение стандартов ESG пойдет быстрее.