Все чаще роботы берут на себя выполнение рутинных дел, многие предприятия встроили их в свой производственный цикл. Но прежде чем приступить к работе, будь то доставка грузов, сборка заказов или решение более нестандартных задач, робот должен пройти обучение. От того, насколько разнообразные функции придется выполнять, зависит сложность образовательного процесса.
Чем более сложные задачи способен решать робот и чем более он независим от человека, тем выше его ценность. Первые автоматизированные механизмы умели выполнять только самые простые действия: например, они могли взять предмет и перенести его в другое место. От современных роботов требуется больше: им нужно выполнять не только типовые, но и сложные интеллектуальные задачи.
В 2016 году количество роботов, которых используют вне фабрик и заводов — в домах, магазинах и больницах — превысило число машин в промышленной сфере. Устройства все чаще становятся частью повседневной жизни.
Благодаря технологиям искусственного интеллекта обучение роботов напоминает подготовку школьников к экзаменационному тестированию. Типовые сценарии многократно повторяются, пока техника не научится выполнять их без ошибок.
Еще несколько лет назад для обучения использовали компьютерное зрение: роботы учились распознавать предметы и максимально точно определять свойства объектов, которые перед ними находятся. Подобная технология и сейчас используется во всех сферах робототехники: от индустриальных машин до роботизированных касс в магазинах и домашних помощников.
Однако в последние годы все чаще применяется новый подход — обучение с подкреплением. В соответствии с поставленной задачей робот должен сам разработать стратегию действий. Методом проб и ошибок устройство выбирает оптимальный способ достижения той или иной цели.
Разумеется, обучение происходит на специальных симуляторах, которые имитируют реальность. Например, беспилотный автомобиль не навредит людям в процессе тренировок. Установленное в нем ПО практикует вождение на виртуальных улицах, а вместо живых участников дорожного движения и настоящих автомобилей используются сгенерированные компьютером модели. Поэтому даже самое серьезное виртуальное ДТП обходится без реальных жертв.
Взаимодействовать с другими роботами. Умение работать в команде для роботов не менее важно, чем для людей. Чтобы успешно решать сложные задачи, машины должны координировать свою деятельность, общаясь с автоматическими коллегами или человеком. Пока обучение роботов взаимодействию друг с другом остается одной из наиболее сложных задач.
Испытывать эмоции. Распознавать некоторые эмоции человека роботы уже научились. Однако искусственный эмоциональный интеллект пока остается утопией. Некоторые ученые считают, что роботы будущего смогут совмещать интеллектуальные и эмоциональные функции. В этой сфере даже есть определенные наработки. Например, человекоподобный робот NAO умеет выражать радость, печаль, злость и сопровождать свои эмоции жестами. Это соответствует уровню развития эмоциональной сферы годовалого ребенка. Сможет ли эмоциональный ИИ развиться до уровня взрослого человека и появятся ли в будущем роботы-психологи — покажет время.
Предсказывать действия человека. В фантастических фильмах машины способны выполнять множество разноплановых задач и вести себя как люди. Например, домашние роботы-помощники протягивают зажигалку, как только хозяин решает закурить. Но для этого нужно проанализировать большой пласт информации: о культурных особенностях человеческого общества, привычках конкретного пользователя, поведенческих факторах. На основании этого можно с определенной долей вероятности предвидеть, что сделает человек в последующие моменты времени. Однако в реальной жизни роботы такому пока не научились.