16 января 6 минут чтения #Образование

Как эксперту запустить свой онлайн-курс: какие платформы и сервисы в этом помогут

Иллюстрация материала

За время работы у любого профессионала набирается большое количество полезных знаний и практических навыков. Самому эксперту они не всегда кажутся ценными, но для начинающих специалистов могут быть очень важными. Знаниями можно и нужно делиться, а еще на этом можно построить дополнительный заработок.

Зачем экспертам делать обучающие курсы

Монетизация знаний
Рано или поздно даже специалисты высокого класса приходят к ситуации, когда дальнейший рост дохода становится невозможен: количество проектов, которые способен вести один человек, ограничено. Конечно, востребованные профессионалы могут значительно повышать ценники для своих клиентов, но у этого процесса есть предел. Собственные курсы могут стать дополнительным источником заработка. На старте нужно будет потратить определенное время на их создание, зато потом это принесет прибыль.

Узнаваемость в профессиональной среде
Можно разными средствами увеличивать известность в экспертном сообществе: выступать на конференциях, общаться в формате нетворкинга, вести блог. Собственные курсы ― еще один способ заявить о себе. Часто уроки просматривают не только клиенты и новички, но и состоявшиеся специалисты ― чтобы повысить квалификацию. Профессиональные связи важны: они помогают экспертам оставаться в центре событий и находить новые проекты, а курсы этому способствуют.

Доверие клиентов
Частая ситуация: когда человеку нужно решить какую-то проблему, он пытается сделать это самостоятельно и ищет в интернете гайды. Отдельные уроки курса можно оставить открытыми. Тогда пользователь, получив ответы на свои вопросы, либо захочет приобрести все части обучения, либо примет решение обратиться к автору курса для индивидуальной работы над проектом.

Профессиональное развитие
Во время подготовки занятий специалист структурирует свои знания, глубже погружается в некоторые вопросы, устраняет пробелы в собственных знаниях. А еще это повод изучить новые тенденции и кейсы ― часто в потоке повседневных задач на них не остается времени.

Как записать первый курс

1. Определите стратегию
В первую очередь ответьте себе на 3 вопроса: кто ваша аудитория, о чем вы планируете рассказать, какую пользу вы хотите дать людям.

Чем точнее и подробнее вы ответите на эти вопросы, тем проще будет составить структуру курса и тем меньше воды будет в ваших уроках.

Какие сайты и сервисы вам помогут

  • Сайт «Росстата» ― исследования аудиторий в различных областях экономики, чтобы лучше представлять портрет ЦА.
  • Google Forms ― сервис для составления анкет и проведения опросов среди пользователей.
  • JagaJam, LiveDune, Popsters ― анализ страниц и сообществ в различных социальных сетях, чтобы определять наиболее популярные посты. В тематических группах полезно «подсматривать» идеи для уроков и заданий, часто пользователи публикуют там вопросы, которые больше всего их волнуют.
  • Wordstat.yandex ― статистика поисковых запросов, чтобы точнее понимать проблемы различных групп людей.

2. Составьте план
Разбейте большую тему на несколько разделов. А каждый раздел, в свою очередь, ― на несколько коротких уроков. Следите за следующими моментами.

  • Разделы должны следовать друг за другом в логическом порядке: хорошо, когда у студентов остается четкая система знаний, а не разрозненные и хаотичные сведения.
  • В уроках нужна преемственность: каждый новый закрепляет материал из прошлого и при этом дает часть новой информации.
  • Длительность 1 урока ― от 10 до 20 минут. В последнее время все более актуальным становится тренд на микрообучение: короткие занятия помогают легче усваивать блоки информации.
  • В конце каждого урока ― ключевые выводы и основные знания, которые можно изложить схематично или в 3−4 предложениях.
  • Короткий тест для проверки знаний. Можно предложить студентам вопросы и попросить поставить видео на паузу, а затем ― дать верные ответы с пояснением.

Какие сайты и сервисы вам помогут

  • Bear, Notion ― блокноты, где можно хранить сведения из различных источников, присваивать им теги, делать структурированные заметки с перекрестными ссылками. К такому блокноту можно в любой момент обратиться, если при записи урока потребуется опереться на какое-то исследование или публикацию.
  • Mindmeister ― инструмент для создания mind-карт, где легко выстраивать схемы с разными видами иерархий.
  • Scrivener, Ulysses, «КИТ ― Сценарист» ― сервисы для писателей и сценаристов, которые пригодятся и при создании курсов. В них можно создать оглавление, карточки основных понятий, черновики. Писатели часто собирают там вдохновляющие или важные для сюжета фотографии, аудио и видео. Создатели курсов могут использовать эти функции для хранения референсов и записей уроков.

3. Подготовьте конспект каждого урока
Конспект ― это план, которому преподаватель следует во время занятия. Документ структурирует повествование и помогает более четко доносить знания до учеников. В конспекте обязательно определите цель урока, разбейте информацию на несколько блоков и постройте пошаговый сценарий вашего монолога. Каждую важную мысль старайтесь иллюстрировать яркими и запоминающимися примерами.

Какие сайты и сервисы вам помогут

  • OneNote, Evernote или Zoho Notebook ― электронные записные книжки, где можно структурировать информацию, добавлять заметки и дополнять тексты картинками и видео. Всем заметкам легко присвоить теги и сортировать их по важности.

4. Закажите консультацию у методиста
Методист проверит сценарий обучения, который вы создали. Он укажет на слабые места, где ваши ученики в дальнейшем могут столкнуться с трудностями. Например, один из ключевых принципов обучения ― работа в так называемой зоне ближайшего развития. Каждый новый блок занятий должен быть достаточно сложным для студентов, но при этом посильным. Это гарантирует интерес и сохранение мотивации, так новые знания будут лучше усваиваться. Методист подскажет, как выстроить структуру курса, чтобы работа постоянно шла в зоне ближайшего развития.

Какие сайты и сервисы вам помогут

  • Различные бюро образовательных разработок ― существуют специальные агентства, которые под ключ создают обучающие программы и курсы.
  • Чаты в Telegram по поиску работы в сфере образовательных технологий. Например, EdMarket Club (вакансии) или LessonDelivery.

5. Сделайте запись уроков
Даже если ваш урок будет длиться всего 10−15 минут, не записывайте его целиком одним дублем. Сверьтесь с конспектом занятия, где вы разбили информацию на несколько смысловых блоков. Каждый блок запишите в нескольких вариантах, чтобы во время монтажа можно было выбрать лучший дубль.

Какие сайты и сервисы вам помогут

  • iSpring Suite ― полноценная студия для записи курсов. Здесь можно не только записывать видео, но и монтировать его, добавлять различные подписи, инфографики, вставлять фрагменты других записей.
  • Rapt Media, Kaltura ― программы для создания разветвленных интерактивных видео. Там можно настроить сценарии ветвления, и пользователь будет сам выбирать, по какому пути ему продвигаться.
  • Screencam, Camtasia, Movavi Screen Capture ― сервисы для захвата изображения с экрана. Полезны, если вам нужно продемонстрировать какие-то действия на компьютере.
  • VSDC, Shotcut ― программы для записи с автоматическим хромакеем.

6. Смонтируйте уроки
Монтаж ― самая длительная часть подготовки. Заложите на этот блок работ около 70 % всего времени, которое вы хотите потратить на создание курса. Если вы планируете использовать в роликах фрагменты чужих видео или аудио, получите согласие правообладателя. Любой дополнительный контент старайтесь покупать на специальных стоках, не скачивайте материалы из открытых источников.

Какие сайты и сервисы вам помогут

  • OpenShot, Pinnacle Studio, iMovie, Adobe Premiere Pro ― видеоредакторы разных уровней сложности.
  • Mindstamp ― с помощью этого сервиса можно не только монтировать видео, но и добавлять в ролики интерактивные кнопки и подписи.

На каких платформах разместить курсы

Антитренинги
Этот образовательный маркетплейс удобен простым интерфейсом и прозрачной линейкой тарифов. Оплата зависит от количества активных учащихся курса и начинается с 1 260 рублей в месяц. Перед покупкой можно свободно протестировать все функции платформы.

Emdesell
Сайт помогает оптимизировать бухгалтерию: он автоматически генерирует чеки по 54-ФЗ, предлагает интеграцию различных платежных систем. Авторы могут продавать как отдельные уроки, так и курсы целиком. А еще система предоставляет преподавателю доступ к статистике успеваемости, чтобы можно было быстро отследить наиболее сложные места.

GetCourse
Один из самых популярных образовательных маркетплейсов в России. Предоставляет бесплатный пробный период на 14 дней. За счет своей популярности предлагает обширную систему полезных интеграций: курсы можно быстро переносить на GetCourse с других платформ, есть услуга готовых шаблонов для курсов и разработки под ключ.

JustClick
Маркетплейс позиционирует себя скорее как платформа для развития бизнеса. Сервис помогает создать обучающие материалы и сконструировать на их основе воронку продаж из лояльных клиентов.