Телемедицина стала значимой частью повседневной жизни во время пандемии коронавируса. Именно в этот период люди начали чаще общаться со специалистами не лично, а при помощи современных технологий: в мессенджерах, онлайн-чатах и по видеосвязи. Рассказываем, как сейчас организован этот вид медицинской помощи.
Телемедицина — это онлайн-консультации с врачом. Чаще всего их проводят в формате видеоконференции. В этом случае доктор видит пациента, может зрительно оценить его состояние и опереться не только на его слова и ощущения, но и на собственные наблюдения.
Также дистанционной медициной пользуются и сами врачи, когда им нужно поделиться опытом или посоветоваться с коллегами по спорным моментам.
1. Стирает территориальные ограничения. Даже если пациент проживает в отдаленном регионе — например, в Якутии — и не может срочно попасть к врачу, ему доступны онлайн-консультации с опытным специалистом из большого города.
2. Выручает в трудных ситуациях. Иногда пациента невозможно оперативно транспортировать в больницу. Оказать помощь можно, связавшись с врачом по видео. В некоторых случаях это может даже спасти жизнь больному.
3. Экономит время и деньги. В ряде случаев люди отказываются от визита к врачу, ссылаясь на недостаток ресурсов. Получить консультацию онлайн можно из любой точки — для этого не нужно выделять время для похода в клинику. А еще виртуальный прием часто оказывается дешевле личного.
4. Расширяет возможности. Если в небольшой районной поликлинике нет аллерголога или он ушел в отпуск — это не повод откладывать решение проблемы. Пообщаться с врачом узкой специализации можно онлайн. В виртуальном формате доступны консультации всех профильных специалистов: клинического психолога, сомнолога, иммунолога, уролога, гастроэнтеролога и т. д.
1. Не позволяет поставить официальный диагноз. По закону врач не может сделать это удаленно. Посетить специалиста очно все-таки потребуется.
2. Не дает возможности назначить лечение. Это допускается только после очного осмотра. А вот скорректировать имеющиеся назначения и оценить их эффективность виртуальный специалист может.
3. Не дает полной картины. При личном осмотре врач может заметить даже те симптомы, на которые пациент не обращает внимание. При общении в мессенджере и даже в формате видеозвонка это может быть затруднительно.
4. Требует дополнительных вложений от пациента. Телемедицина не входит в ОМС — за такие услуги необходимо платить отдельно.
Этот формат лечения в России легализован с 2017 года. Действия дистанционной помощи регулируются Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».
Дополнительно к нему Минздрав утвердил приказ, в котором содержатся нормы и правила оказания медицинской помощи онлайн, по телефону и другими способами.
В 2018 году начали действовать поправки в Федеральный закон. В них было дано юридическое толкование понятия «телемедицина» и очерчены границы ее использования.
На онлайн-приеме врач расспрашивает пациента и собирает анамнез, назначает необходимые анализы или же расшифровывает те, которые уже есть на руках, отслеживает динамику показателей и при необходимости корректирует уже назначенное лечение. Иными словами, на консультации специалист дает персональные рекомендации по дальнейшим действиям. Телемедицину стоит воспринимать как дополнение к привычным консультациям у врачей, которое, тем не менее, открывает новые возможности для лечения.
В России существует большое количество сервисов, через которые можно получить дистанционную помощь врачей.
1. «SmartMed» — приложение от медицинского центра «МЕДСИ». Дежурные терапевты и педиатры на связи круглосуточно, а узкопрофильные специалисты консультируют по расписанию с 8:00 до 21:00.
2. «Доктор рядом телемедицина» — это первый телемедицинский сервис в России. С 2020 года через него можно получать консультации по ОМС, но такая возможность есть не для всех российских регионов.
3. «Яндекс.Здоровье» — коммерческий сервис онлайн-консультаций. Общаться с врачами можно через сайт или приложение. Все специалисты на связи круглосуточно. После каждой консультации пациент получает отчет.
Количество клиентов дистанционных медицинских сервисов будет только расти. Эксперты утверждают, что в будущем компании начнут сотрудничать с врачами и из других стран. Чтобы получить консультацию, пациенту не придется ехать за рубеж, как иногда это делают, например, онкобольные.
Всеобщее распространение онлайн-консультаций повлияет и на охват аудитории. Если сейчас к таким услугам обращается преимущественно молодежь, то в ближайшие годы увеличится число пациентов среднего и пожилого возраста.
Со временем онлайн- и офлайн-базы медицинских документов объединятся, и вся информация о здоровье людей будет находиться в защищенных облачных хранилищах.
Будет дополняться и список используемых технологий. Врачи начнут активнее применять искусственный интеллект, большие данные, AR и VR при общении с пациентами. Умные трекеры будут вести мониторинг жизненных показателей. Это упростит диагностику и повысит ее качество.