21 февраля 3 минуты чтения #Бизнес

Зачем бизнесу нужен голосовой помощник

Иллюстрация материала

Рассказываем, с какими бизнес-задачами помогут голосовые ассистенты. Делаем это вместе с директором по продуктам в лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ DeepPavlov Данилой Корневым.

Какие бывают голосовые помощники для бизнеса

Голосовые ассистенты могут быть:

  • персональными;
  • общими для предприятия в целом.

Персональные повышают личную продуктивность сотрудников. Самый известный — Cortana от Microsoft. Помощник может:

  • записывать новые встречи в календарь и напоминать о них;
  • зачитывать письма, если человек едет в машине и хочет проверить почту;
  • вести протоколы со встреч и высылать их всем участникам.

Голосовые помощники для предприятия помогают управлять производственными процессами: например, можно сделать помощника, который через голосовые команды будет управлять станком или CRM- и ERP-системами.

  • Американская компания разработала ассистента для врачей и медицинских исследователей. Он помогает записывать заметки во время работы с реагентами, проверять назначения на лечение и информацию из карты пациента.
  • Индустриальные ассистенты помогают на заводах, фабриках и космических станциях.
На МКС находится робот CIMON-2 — он общается с космонавтами, контролирует их уровень стресса, передает показания на Землю, включает и выключает устройства в удаленных отсеках станции.

Как бизнес использует голосовых ассистентов

Для выполнения рутинной работы. Например, роботов подключают к кол-центрам — виртуальный ассистент отвечает на вопросы клиентов и звонит сам. Голосовой помощник от Ростелекома принимает показания счетчиков и отвечает на вопросы клиентов самарского отделения Газпрома, а «Голосовой помощник 122» от IT-компании РТ МИС записывает пациентов на прием и оформляет вызовы на дом в контактных центрах девяти регионов страны.

Для повышения работоспособности сотрудников. Роботы помогают назначать встречи и бронировать переговорную. Еще есть помощники, которые переводят голос в текст. Например, компания Nuance сделала систему Dragon, которая настолько хорошо распознает речь, что ее используют врачи: ассистент помогает им делать записи в картах пациентов.

Бизнес использует голосовых помощников, потому что у них низкая стоимость взаимодействия — показатель, который определяет, сколько усилий должен приложить пользователь, чтобы получить результат.

Например, если нужно включить свет в большой переговорной, достаточно обратиться к ассистенту голосом, и он выполнит задачу. Если включать самостоятельно или отдавать команды текстом, пользователь потратит больше времени и усилий.

Каким бизнесам подойдет голосовой ассистент

Если бизнес взаимодействует с клиентами в цифровой среде, в нем скорее всего есть процессы, которые можно передать голосовому помощнику.

Дешевле всего создать своего помощника на базе готового ассистента. Например, навык для «Маруси» можно сделать бесплатно в конструкторе Aimylogic — уметь писать код для этого не нужно. Стартап Voiceflow разработал визуальные интерфейсы, которые помогают сделать помощника и встроить его в Alexa и Google Assistant.

Как выбрать компанию, которая подключит голосового помощника

Определите задачи. Например, если вы хотите, чтобы голосовой ассистент принимал заказы пользователей, можно сделать его на базе одного из крупных помощников.

Решите, что вам нужно: отдельный ассистент или навык в других помощниках. Русский язык поддерживают несколько ассистентов: «Алиса», семейство «Салют», «Маруся» и Google Assistant. Если ваш навык должен быть доступен на всех помощниках, обратитесь к системным интеграторам. Например, для приложения пиццерии можно сделать навык «Маруся, хочу пиццу», который откроет историю заказов и повторит последний.

Самостоятельных помощников делают организации, которые специализируются на голосовом искусственном интеллекте. Они смогут создать ассистента, который будет работать, например, в приложении пиццерии.

Подумайте, готовы ли вы использовать облачный движок. В маленьких организациях помощников создают с помощью облачных инструментов, но это может быть небезопасно: ассистенты получают личные данные пользователя. Поэтому, например, банки размещают голосовых помощников на физических серверах.

К облаку может не быть устойчивого доступа, если ваш ассистент работает в местах, где связи нет или она ограничена. В таких случаях лучше обратиться к крупным компаниям, которые делают open-source-решения для ассистентов.