Рассказываем, с какими бизнес-задачами помогут голосовые ассистенты. Делаем это вместе с директором по продуктам в лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ DeepPavlov Данилой Корневым.
Голосовые ассистенты могут быть:
Персональные повышают личную продуктивность сотрудников. Самый известный — Cortana от Microsoft. Помощник может:
Голосовые помощники для предприятия помогают управлять производственными процессами: например, можно сделать помощника, который через голосовые команды будет управлять станком или CRM- и ERP-системами.
Для выполнения рутинной работы. Например, роботов подключают к кол-центрам — виртуальный ассистент отвечает на вопросы клиентов и звонит сам. Голосовой помощник от Ростелекома принимает показания счетчиков и отвечает на вопросы клиентов самарского отделения Газпрома, а «Голосовой помощник 122» от IT-компании РТ МИС записывает пациентов на прием и оформляет вызовы на дом в контактных центрах девяти регионов страны.
Для повышения работоспособности сотрудников. Роботы помогают назначать встречи и бронировать переговорную. Еще есть помощники, которые переводят голос в текст. Например, компания Nuance сделала систему Dragon, которая настолько хорошо распознает речь, что ее используют врачи: ассистент помогает им делать записи в картах пациентов.
Например, если нужно включить свет в большой переговорной, достаточно обратиться к ассистенту голосом, и он выполнит задачу. Если включать самостоятельно или отдавать команды текстом, пользователь потратит больше времени и усилий.
Если бизнес взаимодействует с клиентами в цифровой среде, в нем скорее всего есть процессы, которые можно передать голосовому помощнику.
Дешевле всего создать своего помощника на базе готового ассистента. Например, навык для «Маруси» можно сделать бесплатно в конструкторе Aimylogic — уметь писать код для этого не нужно. Стартап Voiceflow разработал визуальные интерфейсы, которые помогают сделать помощника и встроить его в Alexa и Google Assistant.
Определите задачи. Например, если вы хотите, чтобы голосовой ассистент принимал заказы пользователей, можно сделать его на базе одного из крупных помощников.
Решите, что вам нужно: отдельный ассистент или навык в других помощниках. Русский язык поддерживают несколько ассистентов: «Алиса», семейство «Салют», «Маруся» и Google Assistant. Если ваш навык должен быть доступен на всех помощниках, обратитесь к системным интеграторам. Например, для приложения пиццерии можно сделать навык «Маруся, хочу пиццу», который откроет историю заказов и повторит последний.
Самостоятельных помощников делают организации, которые специализируются на голосовом искусственном интеллекте. Они смогут создать ассистента, который будет работать, например, в приложении пиццерии.
Подумайте, готовы ли вы использовать облачный движок. В маленьких организациях помощников создают с помощью облачных инструментов, но это может быть небезопасно: ассистенты получают личные данные пользователя. Поэтому, например, банки размещают голосовых помощников на физических серверах.