Реклама в интернете: как соблюсти закон и избежать штрафов
Конечная цель любой рекламной активности — привлечь новых клиентов и увеличить прибыль компании. Однако бывают ситуации, когда бизнес не только не получает доход, но и вынужден платить значительные штрафы, потому что реклама нарушает требования закона. Рассказываем, как запустить корректную кампанию и не попасть под санкции от ФАС и других контролирующих органов.
Достоверность
Реклама должна раскрывать точные сведения о содержании товара или услуги, их стоимости, порядке получения и способах доставки. Также законом запрещены любые попытки представить товар или услугу лучшими, уникальными, единственными в своем роде. Даже если на рынке нет аналогов, говорить об этом в рекламе не следует.
Что нельзя делать
Не приводите в рекламе данные, которые не соответствуют действительности. Например, не преуменьшайте цену, не описывайте характеристики, которых в реальности нет.
Не вводите потребителей в заблуждение, обещая им вымышленный набор услуг или комплектацию.
Не используйте слова типа «лучший», «первый», «единственный».
Что нужно делать
Любые точные цифры в рекламе сверяйте с существующей матрицей цен и прайсами на вашем сайте и в соцсетях.
Предупреждайте пользователей о том, что комплектация или цвет товара могут отличаться от тех, что изображены на рекламе.
Ссылайтесь на конкретные исследования, если хотите назвать свой продукт лучшим.
Старайтесь не использовать красочные прилагательные, замените их на конкретные факты о продукте. Например, вместо слова «надежный» используйте формулировку: «Гарантия — 5 лет».
Добросовестность
Реклама должна рассказывать о конкретном продукте, без сравнения его с другими аналогичными товарами у конкурентов.
Что нельзя делать
Не применяйте в рекламе изображения и видео, скопированные у конкурентов.
Не используйте медиаматериалы из открытых источников. Есть риск того, что у них имеются правообладатели. Более того: они могут быть вашими прямыми конкурентами.
Не сравнивайте свое предложение с товарами и услугами других компаний.
Не упоминайте в рекламе конкурентов в порочащем и уничижительном ключе, не призывайте клиентов сделать между вами выбор.
Что нужно делать
Говорите только о своем продукте.
Любые преимущества давайте без привязки к рынку в целом, рассказывайте только о пользе, которую получит клиент.
Используйте в рекламе только собственный контент или материалы, приобретенные на специализированных стоках.
Язык
Вся реклама в России должна быть исключительно на русском языке. Устные и письменные тексты не должны содержать частей, которые могут быть непонятны конечному потребителю.
Что нельзя делать
Не используйте в рекламе фрагменты текста на другом языке.
Что нужно делать
К любому иноязычному слову давайте перевод под специальной сноской, даже если оно написано кириллицей.
Проверяйте спорные слова по академическим словарям русского языка. По возможности — используйте аналоги.
Цену указывайте только в рублях.
Возрастная маркировка
Если реклама касается любых информационных продуктов или зрелищных мероприятий, ее обязательно нужно классифицировать. Рекламодатель должен указать, допустимы ли материалы для детей, и если да — с какого возраста.
Что нельзя делать
Не давайте заведомо более низкий возрастной ценз там, где нужны серьезные ограничения.
Не пренебрегайте правилами маркировки: они должны быть на всех объявлениях.
Что нужно делать
Пишите возрастные ограничения достаточно крупным текстом, они должны хорошо читаться.
Согласие моделей на использование фотографий
Если в рекламе использована фотография, то изображенный на ней человек должен подтвердить: он не возражает быть лицом товара или услуги.
Что нельзя делать
Не используйте фото знаменитостей. Запрет действует, даже если это просто иллюстрация, и в рекламе прямо не говорится о том, что известный человек рекомендует конкретный товар или услугу.
Не ставьте на рекламное изображение фотографии людей из открытых источников.
Что нужно делать
Перед любыми фотосессиями и видеосъемками готовьте шаблон письменного согласия модели на использование снимков в рекламе.
Покупайте лицензионные медиаматериалы только на стоках.
Наличие дисклеймеров
В некоторых сферах рекламодатели обязаны делать специальные оговорки, чтобы дополнительно защитить потребителя. Например, в области услуг и товаров для здоровья требуется напомнить о важности консультации врача. А в сфере инвестиций — о том, что компания не гарантирует прибыль.
Что нельзя делать
Не следует писать дисклеймеры слишком мелким текстом.
Что нужно делать
Проверьте, не работаете ли вы в сфере, которая требует обязательного дисклеймера. Среди таких областей: медицинская деятельность, медицинские изделия, лекарственные средства, заменители женского молока и питания для младенцев, БАДы, изделия, конструктивно сходные с оружием, долевое строительство и новостройки, финансовые услуги.
Следите за тем, чтобы дисклеймеры составляли не менее 25 % рекламного изображения.
Если в рекламном объявлении несколько кадров, размещайте дисклеймер на каждом из них.
Обязательная маркировка рекламы
С сентября 2022 года вступил в силу закон, который обязывает пользователей отправлять в Роскомнадзор информацию обо всей рекламе, которую они размещают в интернете. Сведения будут храниться в специально созданном реестре в течение 5 лет. Предполагается, что это позволит ФАС отслеживать нарушения антимонопольного законодательства, а ФНС — более корректно рассчитывать налоги.
Для этого на всю рекламу нужно в обязательном порядке устанавливать специальный токен и ссылку на сайт рекламодателя. Рекламодатель отправляет информацию в Роскомнадзор не напрямую, а через авторизованного оператора рекламных данных (ОРД).
Что нельзя делать
Не игнорируйте этот закон. Пока основные механизмы его работы не отлажены, и некоторые пользователи считают, что соблюдать правила не обязательно. Однако в будущем несоблюдение законов может повлечь не только штрафы, но и проблемы в отчетности для ФНС.
Что нужно делать
Изучите список авторизованных в Роскомнадзоре ОРД.
Заключите договор с одной из организаций. После этого она начнет присваивать вашей рекламе токены и отправлять данные в Роскомнадзор.
Если вы размещаете рекламу на площадках «Яндекс» и «ВКонтакте», проверьте ваши договоры с ними. В них должен быть пункт о том, что площадки выступают как ОРД.
Корректное использование пользовательских данных
Этот пункт касается ситуаций, когда компания собирает информацию о поведении людей на сайте или в приложении, чтобы затем использовать ее в рекламных целях. Любые формы таргетирования (показы персонализированных объявлений в зависимости от параметров аудитории) требуют соблюдения 2 важных условий. Во-первых, пользователи должны дать согласие на обработку данных. Во-вторых, эта информация должна быть обезличенной, чтобы по ней невозможно было отследить действия каждого конкретного человека.
Что нельзя делать
Не собирайте данные пользователей без предупреждения.
Не храните информацию без специального ПО с несколькими уровнями защиты.
Не передавайте сведения третьим лицам по незащищенным каналам.
Что нужно делать
Разместите на сайте и в приложении специальный дисклеймер, который оповещает клиентов о сборе информации и просит их согласия на это.
Связывайте официальные ресурсы компании только с доверенными рекламными сетями. Например, такие площадки как «ВКонтакте» или «Яндекс» предоставляют пользователям часть кода, который нужно установить на сайт. После этого обмен данными между рекламными кабинетами и сайтом или приложением происходят в автоматическом режиме и обезличенном виде.