11 июля 5 минут чтения #Бизнес

5 главных маркетплейсов: схема торговли, размер комиссии, способы продвижения товаров

Иллюстрация материала

Рынок онлайн-торговли растет: согласно исследованию агентства Data Insight, за 2021 год пользователи сделали 1,7 млн заказов, из них более 60 % — на маркетплейсах. Сотрудничать с площадками удобно, так как там есть собственные механизмы продвижения, и товары получают больший охват аудитории. В статье расскажем, как действовать, если вы решили вывести свой бизнес на маркетплейс.

Основные маркетплейсы для продавцов из России и их особенности

AliExpress

Китайская площадка, где с 2019 года активно работают российские продавцы. Здесь можно купить любые промышленные товары, которые разрешены законом: одежду, обувь, компьютеры и бытовую технику.

  • Размер комиссии: от 5 до 8 %.
  • Схема торговли: FBO — товары хранятся на складе «Яндекс.Маркета», а продавец его пополняет, FBS — товары хранятся на складе продавца, он сам обрабатывает заказы и привозит вещи в пункт выдачи, DBS — продавец не только хранит свой товар, но и доставляет его покупателю, маркетплейс выступает как витрина.
  • Кто может работать с площадкой: юрлица, ИП, самозанятые граждане.
  • Способы продвижения товаров: товар за 1 рубль в обмен на отзыв покупателя (этот механизм могут использовать лишь те продавцы, которые только вышли на маркетплейс), платное продвижение в поиске, участие в акциях маркетплейса.

Ozon

Наиболее давняя в России площадка. Изначально считалась местом для продажи книг и канцелярии, позже на маркетплейсе появились и другие товары. Не так давно выделилось отдельное направление — доставка продуктов через сервис «Фреш Маркет».

  • Размер комиссии: от 4 до 15 %.
  • Схема торговли: FBO — товары хранятся на складе Ozon, а продавец его пополняет, FBS — товары хранятся на складе продавца, он сам обрабатывает заказы и привозит вещи в пункт выдачи.
  • Кто может работать с площадкой: юрлица, ИП, самозанятые граждане.
  • Способы продвижения товаров: продавец может участвовать в акциях со стороны маркетплейса, а может запускать свои собственные, также есть распродажи на странице Flash Sale — скидки на товары с этой страницы действуют только 24 часа.
    На маркетплейсе есть возможности для таргетированной рекламы: площадка показывает товары тем покупателям, которые с наибольшей вероятностью ими заинтересуются (на основе ранее сделанных заказов). Обычно продавцы размещают рекламу в блоках «Спонсорские товары» или на медийных баннерах внутри Ozon. Также можно продвигаться во внутреннем поиске площадки: продавец поднимает свой товар в поисковой выдаче — похожим образом работает контекстная реклама в «Яндексе» или Google.

Wildberries

Самая крупная площадка в России. Стартовал как онлайн-витрина для одежды и обуви, сейчас ассортимент расширился и включает в себя любые разрешенные законом товары: еду, товары для дома, бытовую технику.

  • Размер комиссии: от 5 до 15 %.
  • Схема торговли: FBO — товары хранятся на складе Wildberries, продавец только следит за своевременным пополнением матрицы, FBS — товары хранятся на складе продавца, он сам обрабатывает заказы и привозит вещи в пункт выдачи. Продавец может выбрать тот способ работы, который ему удобнее.
  • Кто может работать с площадкой: юрлица, ИП, самозанятые граждане.
  • Способы продвижения товаров: акции и скидки — маркетплейс регулярно предлагает различные активности («Черная пятница», «Киберпонедельник» и т. д.), а продавец выбирает, в каких из них он хочет участвовать.

«СберМегаМаркет»

  • Размер комиссии: от 4 до 8 %.
  • Схема торговли: FBO — товары хранятся на складе «СберМегаМаркет», а продавец его пополняет, FBS — товары хранятся на складе продавца, он сам обрабатывает заказы и привозит вещи в пункт выдачи, DBS — продавец не только хранит свой товар, но и доставляет его покупателю, маркетплейс выступает как витрина. Кто может работать с лощадкой: юрлица, ИП, физические лица при наличии ОКВЭД 47 на ведение торговли.
  • Способы продвижения товаров: акции и скидки — маркетплейс регулярно предлагает различные активности, а продавец выбирает, в каких из них он хочет участвовать.

«Яндекс.Маркет»

До недавнего времени площадка была простым агрегатором: товары можно было посмотреть, но для покупки пользователь переходил на сайт продавца. Теперь это полноценный маркетплейс, где люди делают заказы с доставкой.

  • Размер комиссии: от 1 до 9 %.
  • Схема торговли: FBO — товары хранятся на складе «Яндекс.Маркета», а продавец его пополняет, FBS — товары хранятся на складе продавца, он сам обрабатывает заказы и привозит вещи в пункт выдачи, DBS — продавец не только хранит свой товар, но и доставляет его покупателю, маркетплейс выступает как витрина.
  • Кто может работать с площадкой: юрлица, ИП, самозанятые граждане.
  • Способы продвижения товаров: скидки за счет «Маркета», акции площадки или акции продавца.
    Есть варианты и для платного продвижения: ставки — товар продавца одним из первых появляется в поисковой выдаче, рекламные баннеры и лендинги, расширенные карточки товаров, push-уведомления, реклама витрины продавца через партнерскую сеть «Яндекса».

Как выбрать маркетплейс

На каждой площадке — свои нюансы работы. При выборе обращайте внимание на следующие моменты.

  • Комиссия. В зависимости от категории товаров комиссии различаются. В некоторых маркетплейсах дополнительно действуют особые условия: например, AliExpress не требует вознаграждения за продажу первых 100 товаров продавца. А «Яндекс.Маркет» планирует ввести комиссию в 1 рубль, если продавец сам привлек покупателя через рекламную сеть «Яндекс.Директ».
  • Механизм выплат. Деньги по результатам продаж сначала поступают на счет маркетплейса. У каждой площадки свой режим переводов: кто-то делает это 1 раз в неделю, кто-то — на следующий день.
  • Условия поставки на склад. Если у вас нет своих помещений и вы планируете работать с площадкой по схеме FBO (товары хранятся на складе маркетплейса, он сам осуществляет доставку), внимательно изучайте условия. Обычно ассортимент должен соответствовать конкретным габаритам, иметь специальную маркировку и находиться в строго определенной упаковке. Возможные даты и время отгрузки тоже могут различаться.
  • Условия возврата со склада. Если вы решите отозвать товар со склада маркетплейса, это может занять до нескольких месяцев. Следите за формулировками в договоре.
  • Документооборот. На некоторых площадках используется только ЭДО, а, например, на Wildberries можно закрывать сделки через личный кабинет.
  • Модерация товаров. На ряде маркетплейсов действует строгая модерация: там недостаточно приложить прайс-лист и каталог, карточки товаров должны быть заполнены по определенному образцу, а качество фото и видео нужно очень высокое. Заранее оцените, сколько времени вам потребуется, чтобы выложить на площадку весь ассортимент, и есть ли у вас для этого ресурс.
  • Инструменты продвижения. «Яндекс.Маркет» интегрирует рекламу в свою собственную сеть, на Ozon действует отдельная система таргетинга и спецпроектов. При прочих равных выбирайте ту систему, которая кажется вам наиболее выгодной, понятной и простой в реализации.

Как завести свой магазин

1. Заведите аккаунт и заключите договор. Загрузите в личный кабинет или отправьте на почту менеджера следующие материалы:

  • учредительные документы,
  • сертификаты на товар,
  • декларации на бренд: разрешение на торговлю от правообладателя или официального дистрибьютора.

2. Выберите схему торговли. Напомним, что две основные — FBO и FBS.

  • FBO подходит для тех продавцов, у которых нет собственного склада, соответствующих сотрудников и налаженной логистики. Нужно только доставить товары в хранилище маркетплейса, и там все сделают сами: примут оплату, упакуют товар, доставят заказ.
  • FBS можно использовать в том случае, если вы сотрудничаете с несколькими маркетплейсами и имеете достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно доставлять товар. Это более трудоемкий путь, зато и комиссии будут ниже.

3. Заполните карточки товаров. Это делается либо автоматически, либо вручную — если модерация на площадке строгая. На этом этапе четко следуйте требованиям площадки, иначе все придется переделывать.

4. Пройдите модерацию. На разных маркетплейсах свои сроки: от 1 дня до недели.

5. Подключите ключевые уведомления: о появлении новых отзывов, о заказах и их статусах, об остатках товаров. Это поможет быстро реагировать на все изменения в вашем магазине на маркетплейсе и оперативно решать возникающие проблемы.