12 января 2 минуты чтения #Бизнес

Разговорный ИИ: перспективы отрасли и реальное применение технологии

Иллюстрация материала

Лампочки, пылесосы, колонки, стиральные машинки и даже столы — мир насчитывает около 450 млн умных устройств, созданных на основе голосового искусственного интеллекта. Россия наравне с США и Китаем относится к странам-флагманам, которые активно развивают и внедряют такие технологии.
В 2020 году объем рынка разговорного ИИ в России достиг 44 млн долларов, а с учетом госконтрактов — еще на 32 млн больше. По данным аналитической компании Just AI, к 2025 году объем рынка кратно вырастет — примерно до 561 млн долларов.

Самые известные решения на рынке — это голосовые помощники «Маруся» от Mail.ru, «Алиса» от Яндекса, «Ева» от «Мегафона», «Салют» от Сбера. Но оказывается, что основной сегмент заказчиков по разработке разговорного ИИ в России — это госучреждения. Продукты для них поставляет главным образом Центр речевых технологий — российская компания с более чем 30-летним опытом в сфере разговорного ИИ.

В коммерческой среде заказы на голосовых помощников поступают преимущественно от банковского сектора, ритейла и электронной торговли. По данным Just AI, в ближайшие 5 лет почти половину отечественного рынка разговорного ИИ займут практичные бизнес-решения для повседневного использования. Например, голосовой поиск по каталогу или чат-боты для гостиниц.

Гендиректор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский подчеркивает, что колл-центрам в сфере финансов и электронной коммерции жизненно необходимо внедрять голосовых ассистентов. Такие решения уже реализуют ведущие игроки рынка. Например, «Альфа-банк» и «ЛитРес» используют для этого технологии Yandex SpeechKit, лежащие в основе Алисы. Интересно, что Алиса общается не только на основе заложенных ответов, но и с помощью обученной нейронной сети. Яндекс, как и другие разработчики голосового ИИ, пытается «очеловечить» ассистента и учит его распознавать реплики собеседника.

Активно в развитии речевых технологий участвует Ростелеком. Благодаря автоматизации и голосовым роботам компания снижает непрофильную нагрузку на операторов и повышает доступность услуг как для действующих клиентов, так и для потенциальных.

Индустрия разговорного ИИ во многом определяется трендами, которые задают крупнейшие игроки — Сбер, Mail.ru, Яндекс, Ростелеком. Все больше компаний расширяет сферу применения речевых технологий, создавая собственные экосистемы. Например, Сбер разработал ОС для телевизоров «Салют ТВ» и интегрировал в нее сразу трех ассистентов: Сбер, Джой и Афину.