15 августа 4 минуты чтения #Образование

Олимпиада для разработчиков: как устроены хакатоны, какие бывают и чем полезны для бизнеса

Иллюстрация материала

Иногда компании сталкиваются с задачами, которые до них никто не решал. Например, им нужно разработать сложное ПО или придумать алгоритм, который структурирует огромный массив разрозненных данных. С такими проблемами можно справиться на хакатоне. Это удобный способ собрать вместе многих разработчиков и быстро получить жизнеспособное решение.

Что такое хакатон и как его проводят

Хакатон — это марафон, на котором участники решают проблему заказчика. Часто они соревнуются друг с другом или объединяются в конкурирующие команды. Изначально подобные встречи проводились для IT-специалистов, поэтому получили название «хакатон» («хакерский марафон»). Сейчас подобные мероприятия проводят и в других областях, к ним подключают дизайнеров, аналитиков, маркетологов — всех, кто работает над продуктом.

Заказчик формулирует задачу для участников и собирает их в одном пространстве — реальном или виртуальном. Специалисты объединяются в команды из 2–5 человек и приступают к поиску решений. Обычно на это дается 3 дня, иногда — неделя. В процессе можно обращаться к экспертам и представителям компании. Они отвечают на вопросы и следят, чтобы разработка шла в правильном направлении, ведь если задачу не поняли, хакатон пройдет зря.

На крупных марафонах помимо самого соревнования предусмотрены полезные лекции и консультации специалистов. А еще там организуют мероприятия по тимбилдингу, чтобы участники могли отвлечься и лучше узнать друг друга.

После дедлайна начинается презентация: команды рассказывают о своей идее и показывают, как они ее воплотили. Далее жюри выбирает наиболее перспективные разработки и награждает денежными призами лучших участников.

У компании могут уйти месяцы на запуск проекта. Хакатон ускоряет процесс: участникам надо предложить и проверить гипотезу на месте, показать судьям не только теоретический результат, но и работающий прототип. Такой массовый мозговой штурм в разы ускоряет путь от постановки задачи до создания продукта.

Какими бывают хакатоны

В зависимости от степени погружения команды в процессы компании марафоны бывают внешними и внутренними. Для внешнего хакатона приглашают сторонних специалистов. В результате такого мероприятия можно нанять новых сотрудников, найти нестандартные идеи, повысить узнаваемость бренда на рынке. Внутренний хакатон проводят среди служащих компании. Он укрепляет отношения между специалистами и позволяет им творчески раскрыться.

Хакатоны проводят в онлайн- и офлайн-форматах. Онлайн-события собирают больше участников, позволяют подключить разработчиков из разных регионов и экономят средства на аренду помещения. С другой стороны, они требуют стабильного интернет-соединения и подходящей онлайн-платформы, а заказчикам сложнее контролировать процесс разработки. Офлайн-хакатон полезен возможностью пообщаться вживую и обменяться опытом, продуктивно работать под влиянием командного духа. Но организация мероприятия в таком формате стоит дороже и ограничивает географию участников, которые могли бы предложить рабочую идею.

Хакатоны различаются и по тематике. Бывают «олимпиады» для дизайнеров, журналистов, маркетологов, специалистов из области рекламы и даже врачей.

Чем хакатоны полезны для бизнеса

  • Компания может быстро решить конкретную задачу или получить рабочий прототип. Бизнес находит команды, которые справляются с проблемой эффективнее и быстрее других. Хакатон проводят в сжатые сроки, соревновательный дух не дает отвлекаться.
  • Бизнес получает несколько рабочих вариантов решения проблемы. Чем больше команд, тем больше идей и взглядов на проблему. Проекты можно дорабатывать, комбинировать, выпустить на их основе собственный продукт. В итоге, компания получает материал для работы на много месяцев вперед.
  • HR-служба пополняет базу кандидатов для дальнейшего найма. Заказчики видят кандидатов в деле, оценивают их командную работу, креативное мышление, стрессоустойчивость. Такое наблюдение может заменить собеседование и тестирование перед трудоустройством. Самых конкурентоспособных участников приглашают в штат.
  • Компания может улучшить свой имидж работодателя. Когда заказчик спонсирует внешнее мероприятие, пользователи больше о нем узнают. К известному бренду охотнее придут новые сотрудники, особенно если после хакатона они уже познакомились с тем, как в компании ставят задачи. Внутренние хакатоны тоже полезны для HR-бренда компании: в результате сотрудники становятся более сплоченными и лояльными, развивают рабочие навыки.

Как организовать хакатон

1. Самостоятельная организация

Преимущества

  • Глубокое понимание проблемы. Компания лучше, чем любой из подрядчиков, знает о внутренних трудностях. Если она грамотно сформулирует задачу, участники предложат подходящее решение. Останется наградить победителей, доработать проект и реализовать его.
  • Тщательный контроль над процессом. Представители компании весь хакатон наблюдают за командами и направляют их в нужное русло.

Ограничения

  • Высокая стоимость. Компании придется самостоятельно оплатить аренду площадки, рекламу хакатона, работу подрядчиков, собрать денежный приз для победителей.
  • Большая нагрузка по организации мероприятия. Придется «выдернуть» со своих мест множество сотрудников. Если они возьмутся за это впервые, форс-мажоров не избежать.

2. Организация совместно с другими компаниями

Преимущества

  • Выше скорость работы. Подготовка нескольких этапов идет одновременно, поэтому можно быстрее запустить хакатон.
  • Меньше задач в процессе организации. Обязанности можно справедливо разделить между несколькими заказчиками.
  • Ниже стоимость. Денежная нагрузка распределяется между компаниями.

Ограничения

  • Такое мероприятие сложнее контролировать. Ответственность за подготовку лежит на нескольких организаторах, поэтому нужно регулярно проверять, все ли задачи выполнены.
  • Трудности в коммуникации. Компании могут по-разному представлять формат и длительность марафона, размер выигрыша. Во всех вопросах важно прийти к общему решению.

3. Организация через агентство

Преимущества

  • Полное делегирование. Опытный подрядчик качественно подготовит хакатон. Можно не переживать, что на мероприятии будут проблемы.
  • Простое привлечение участников. Обычно у агентств есть свои каналы рекламы и распространения информации, собрана аудитория разработчиков и специалистов, для которых размещают сведения о марафоне.

Ограничения

  • Максимальная стоимость. Мероприятие организуют «под ключ», и эта услуга оплачивается отдельно, помимо затрат на аренду площадки и денежные призы.
  • Есть риск столкнуться с некомпетентным агентством, в результате бизнес потеряет и время, и деньги. Выбор подрядчика может занять значительное время.

Коротко о главном

  • Если нужно решить небольшие рабочие задачи и сплотить коллектив, лучше самостоятельно провести внутренний хакатон. Это экономит бюджет и упрощает организацию. Если проблема сложная, дорогостоящая и требует свежего взгляда, стоит собрать масштабный внешний марафон.
  • Если компания хочет сэкономить на затратах, можно привлечь других организаторов из смежной сферы и провести совместный марафон.
  • Если предстоит создать сложный продукт и привлечь для этого много разработчиков, а у компании нет опыта проведения подобных «олимпиад», лучше доверить организацию профессиональным подрядчикам.