Иногда компании сталкиваются с задачами, которые до них никто не решал. Например, им нужно разработать сложное ПО или придумать алгоритм, который структурирует огромный массив разрозненных данных. С такими проблемами можно справиться на хакатоне. Это удобный способ собрать вместе многих разработчиков и быстро получить жизнеспособное решение.
Хакатон — это марафон, на котором участники решают проблему заказчика. Часто они соревнуются друг с другом или объединяются в конкурирующие команды. Изначально подобные встречи проводились для IT-специалистов, поэтому получили название «хакатон» («хакерский марафон»). Сейчас подобные мероприятия проводят и в других областях, к ним подключают дизайнеров, аналитиков, маркетологов — всех, кто работает над продуктом.
Заказчик формулирует задачу для участников и собирает их в одном пространстве — реальном или виртуальном. Специалисты объединяются в команды из 2–5 человек и приступают к поиску решений. Обычно на это дается 3 дня, иногда — неделя. В процессе можно обращаться к экспертам и представителям компании. Они отвечают на вопросы и следят, чтобы разработка шла в правильном направлении, ведь если задачу не поняли, хакатон пройдет зря.
На крупных марафонах помимо самого соревнования предусмотрены полезные лекции и консультации специалистов. А еще там организуют мероприятия по тимбилдингу, чтобы участники могли отвлечься и лучше узнать друг друга.
После дедлайна начинается презентация: команды рассказывают о своей идее и показывают, как они ее воплотили. Далее жюри выбирает наиболее перспективные разработки и награждает денежными призами лучших участников.
У компании могут уйти месяцы на запуск проекта. Хакатон ускоряет процесс: участникам надо предложить и проверить гипотезу на месте, показать судьям не только теоретический результат, но и работающий прототип. Такой массовый мозговой штурм в разы ускоряет путь от постановки задачи до создания продукта.
В зависимости от степени погружения команды в процессы компании марафоны бывают внешними и внутренними. Для внешнего хакатона приглашают сторонних специалистов. В результате такого мероприятия можно нанять новых сотрудников, найти нестандартные идеи, повысить узнаваемость бренда на рынке. Внутренний хакатон проводят среди служащих компании. Он укрепляет отношения между специалистами и позволяет им творчески раскрыться.
Хакатоны проводят в онлайн- и офлайн-форматах. Онлайн-события собирают больше участников, позволяют подключить разработчиков из разных регионов и экономят средства на аренду помещения. С другой стороны, они требуют стабильного интернет-соединения и подходящей онлайн-платформы, а заказчикам сложнее контролировать процесс разработки. Офлайн-хакатон полезен возможностью пообщаться вживую и обменяться опытом, продуктивно работать под влиянием командного духа. Но организация мероприятия в таком формате стоит дороже и ограничивает географию участников, которые могли бы предложить рабочую идею.
Хакатоны различаются и по тематике. Бывают «олимпиады» для дизайнеров, журналистов, маркетологов, специалистов из области рекламы и даже врачей.
1. Самостоятельная организация
Преимущества
Ограничения
2. Организация совместно с другими компаниями
Преимущества
Ограничения
3. Организация через агентство
Преимущества
Ограничения