Если посетитель оставляет на вашем сайте номер телефона, электронную почту или другую личную информацию, значит вы автоматически становитесь оператором персональных данных по закону № 152-ФЗ. Рассказываем, что именно относится к персональным данным и как правильно с ними работать.
Персональные данные — любые сведения, которые относятся к человеку и по которым его можно идентифицировать. Конкретного перечня данных в законе № 152-ФЗ нет. Но его можно определить по судебной и правоприменительной практике. Например, суды и Роскомнадзор обычно относят к персональным данным ФИО, номер телефона, адрес, электронную почту, аккаунты в соцсетях и куки. Казалось бы, чтобы идентифицировать человека, нужна целая россыпь данных. Ведь нельзя определить его только по имени или по адресу электронной почты. Однако суды придерживаются иного мнения. Например, Тамбовский областной суд считает: если человек сообщил имя и e-mail для рекламной рассылки, компания должна получить согласие на обработку.
Оператор персональных данных — это физлицо, ИП, юрлицо или госорган, который собирает и обрабатывает информацию о пользователях.
Сайт считается оператором, если он получает и обрабатывает:
Но закон № 152-ФЗ не применяется, если сайт собирает и обрабатывает:
Если вы собираете и обрабатываете личные данные посетителей, важно знать требования закона № 152-ФЗ и соблюдать все рекомендации Роскомнадзора. Вот какие правила нужно соблюдать в первую очередь.
Зарегистрируйтесь в качестве оператора персональных данных Можно подать бумажное уведомление по почте в ближайшее территориальное отделение Роскомнадзора или электронную заявку через портал ведомства, если есть усиленная электронная подпись. Вас добавят в Реестр операторов, тем самым подтвердив ваше право работать с персональными данными.
В некоторых случаях Роскомнадзор уведомлять не нужно. Например, если собираете информацию о собственных сотрудниках или запрашиваете только ФИО без дополнительных данных.
Составьте политику конфиденциальности и выложите ссылку на сайт Политика конфиденциальности — это документ, в котором прописаны способы, пределы, цели сбора и обработки личных сведений. Идеи для составления можно подсмотреть в рекомендациях Роскомнадзора. Если не хотите тратить время, составьте документ на «Тильде».
Составьте согласие на обработку данных и добавьте его на сайт Согласие составляется в произвольной форме, но с учетом требований закона № 152-ФЗ. Обычно в нем указывают:
Если вы собираете и обрабатываете данные с помощью сайта, но нарушаете закон № 152-ФЗ, Роскомнадзор вправе провести проверку и оштрафовать вас. Раньше бизнесу выписывали только один штраф — 10 тысяч рублей. Но с 2017 года в ст. 13.11 КоАП РФ появился целый ряд санкций: