Мы не знаем наверняка, как будет выглядеть шопинг в будущем, но цифровые технологии уже принесли много нового в мир торговли. Различные инструменты влияют на поведение покупателей и продавцов, появляются новые модели взаимодействия, клиентские привычки, подходы к прогнозированию спроса. В этой статье поговорим о технологиях, доступных уже сегодня.
Поход в магазин в наши дни и десять лет назад — это два разных события. Сегодня есть множество инструментов, позволяющих сделать процесс совершения покупок проще. Рассмотрим основные тенденции.
AR/VR-технологии
Один из последних трендов — внедрение технологий AR/VR.
AR (Augmented reality) или дополненная реальность — это отдельные визуальные элементы, которые добавляются к реальным объектам в специальном приложении. Воспользоваться AR-технологией может любой обладатель смартфона при помощи камеры: например, примерить одежду или посмотреть, как тот или иной предмет интерьера будет сочетаться с остальной мебелью в комнате.
VR (Virtual reality) или виртуальная реальность — это мир, который целиком создан компьютером. Попасть в альтернативную реальность позволяют шлемы, очки, перчатки и другие иммерсивные устройства.
Как правило, эта технология ассоциируется с игровой индустрией, однако уже сегодня некоторые дизайнеры презентуют с ее помощью свои наработки. Например, очки VR помогут увидеть дизайн интерьера или отдельные элементы декора в объеме.
Электронные ценники
Это небольшие дисплеи, на которых высвечивается актуальная информация о товаре: название, цена, размер скидки. Технология упрощает и ускоряет работу магазина, так как информацию на дисплеях можно дистанционно поменять за секунду — сотрудники не тратят время на распечатку и расстановку бумажных ценников.
Электронные ценники можно встретить в сетевых супермаркетах.
RFID и NFC
RFID — технология, которая позволяет зафиксировать информацию на объекте (метке) в виде зашифрованных данных и считать с помощью специального устройства. NFC — это подвид RFID, работает на высоких частотах и небольших расстояниях.
Человек сталкивается с RFID каждый день, например, открывая дверь подъезда магнитным ключом. Ключ — это метка, а домофон — считывающее устройство. По такому же принципу «пробивается» товар на кассе магазина. Считывающее устройство снимает или размагничивает RFID-метку. Если этого не сделать, на выходе из магазина сработает сигнализация — специальные «ворота» считают метку и сообщат о краже товара.
NFC позволяет использовать смартфон для оплаты вместо банковских карт. Это удобно и безопасно — радиус действия NFC составляет всего 5 сантиметров, поэтому злоумышленники не смогут перехватить сигнал и списать деньги со счета покупателя.
Особенно быстро развивается сфера электронной коммерции, где с каждым годом тестируется все больше новых инструментов для упрощения процесса покупок.
Big Data Big Data — это огромные массивы неструктурированных данных. К таким данным может относиться, например, информация о поведении пользователей в соцсетях: переходы по ссылкам, количество просмотров, лайков, репостов, время на сайте, глубина просмотра. Данные называются большими, так как для обработки такого объема информации требуется специальное ПО и аппаратное обеспечение — несколько компьютеров, между которыми будут распределяться задачи по обработке данных.
В шопинге анализ Big Data помогает лучше понимать предпочтения покупателей, отслеживать наиболее популярные товары, использовать инструменты персонализации — предлагать клиентам похожие продукты или дарить индивидуальные скидки на определенные позиции. Это способствует повышению лояльности покупателя.
Голосовые помощники
Включить бытовые приборы и любимый плейлист — далеко не все функции, которые доступны голосовым помощникам. Технология активно тестируется на маркетплейсах и на сайтах именитых брендов.
Голосовой ассистент подберет нужный товар, озвучит его характеристики, оформит заказ и напомнит о доставке. Со временем голосовые консультанты смогут вести полноценный диалог с покупателем, отвечая на любые вопросы о товарах.
Визуальный поиск
Возможность поиска по изображению встречается на фотостоках и в поисковых системах, таких как Google или «Яндекс»: если загрузить картинку, можно получить множество похожих. Для этого используется компьютерное зрение и машинное обучение — система анализирует огромные объемы информации и запоминает основные характеристики изображений: цвет, размер, форма и другие.
Функцию визуального поиска уже используют маркетплейсы и некоторые интернет-магазины. Достаточно загрузить изображение искомого, и система быстро подберет похожий товар.
Можно спрогнозировать, что в ближайшие 5 лет ритейл продолжит развиваться в гибридном формате — онлайн и офлайн. Однако торговля уверенно будет расширять свое присутствие в онлайне. Не исключено, что со временем привычные походы по магазинам могут вообще исчезнуть из нашей жизни.