Если предприниматель продает однотипные товары или услуги, то наверняка знает, сколько договоров приходится составлять, подписывать и хранить. Оказывается, бумажной волокиты можно избежать — и поможет в этом публичная оферта. Рассказываем, как она работает и почему это удобно для бизнеса.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с каждым, кто ознакомился с условиями сделки. Оно адресовано неопределенному кругу лиц, будь то местные разнорабочие или австралийские нейропсихологи, — главное, чтобы покупатель принял условия договора. Публичная оферта встречается везде — и чаще всего это не документ. Например, ценники на полках магазинов или огромный баннер на улице — это тоже оферты. Даже видео в «ТикТоке» или история в «Инстаграме» могут стать предложениями заключить договор. Но лучше составлять оферту в виде документа — так вы всегда сможете подтвердить условия, если клиент обратится с претензией.
Простой пример. Человек шел мимо кофейни и увидел на рекламной стойке акцию: «Все шоколадные пончики — всего за 30 рублей». Это значит, что он вправе зайти в кофейню и купить пончики за 30 рублей, даже если на ценниках они стоят 100 рублей. Ведь других условий покупки нет: клиент получил оферту и принял ее. Чтобы ценник или объявление стали офертами, они должны содержать все существенные условия сделки. Для услуг — перечень и объем, для товаров — цена и наименование. Например, если бы в нашем примере была надпись «пончик за 30 рублей», она бы считалась не офертой. Ведь существенным условием также будет вид пончиков (шоколадные или малиновые). Правило работает и в обратную сторону. Многие рекламодатели используют фразу «не является публичной офертой». Это бессмысленно: если в объявлении указаны все существенные условия, оно все равно считается офертой. Если клиент захочет заключить договор на условиях из объявления, а вы откажете, он обратится в суд. Тогда вас обяжут заключить с ним договор. Единственный способ этого избежать — доказать, что вы перечислили не все существенные условия и не планировали заключать сделку с каждым, кто к вам обратится.
Публичную оферту принимают с помощью акцепта — согласия заключить договор на указанных условиях. Он выражается в любой форме: например, акцептом считаются оплата, письмо о принятии условий или простая заявка на сайте. Главное, чтобы покупатель явно выразил намерение заключить договор на условиях оферты. Если клиент принял условия оферты, это не значит, что подписать обычный договор теперь нельзя. Напротив, если заключаете крупную сделку, лучше закрепить все договоренности на бумаге — это станет дополнительной страховкой на случай разногласий.
Публичная оферта — это решение для предпринимателей, которые предлагают типовые товары и услуги. Оно защищает бизнес от необоснованных претензий клиентов и помогает забыть о горах бумажных документов. Опубликовали оферту, покупатель сделал акцепт — договор готов.
Вот кому больше всего подходит оферта:
Если в вашем деле важен индивидуальный подход к каждой сделке, лучше не использовать оферту. Например, оптовым поставщикам товаров или разработчикам программного обеспечения нужно обговаривать слишком много деталей с клиентами, поэтому лучше заключать простой письменный договор.