12 марта 2 минуты чтения #Бизнес

Что такое цепочка поставок и как бизнесу ей управлять

Иллюстрация материала

Бизнес заинтересован в том, чтобы доставка товаров от производителя к конечному клиенту происходила как можно быстрее, проще и дешевле. Для этого используются специальные системы управления поставками. Разбираемся, для чего они нужны и как работают.

Что такое цепочка поставок

Так называют комплекс процессов, который обеспечивает движение товаров, сырья и финансовых потоков от поставщика до конечного клиента. В ней есть множество взаимодействующих участников: производители, поставщики, посредники на различных этапах (грузоперевозчики, работники складов, терминалов) и потребители.

Цепочка поставок работает по определенным взаимосвязанным этапам.

  • Прогнозирование — оценка уровня спроса на тот или иной товар.
  • Планирование — распределение ресурсов в зависимости от прогнозируемого спроса.
  • Закупка — приобретение товаров или сырья в необходимом объеме.
  • Управление запасами — распределение товаров между филиалами, позволяющее работать без перебоев и без возможного дефицита.
  • Складирование — хранение товарных запасов.
  • Доставка — транспортировка продукции как внутри организации (например, с основного склада до склада магазина), так и до конечного потребителя.
  • Ценообразование — выбор оптимальной рыночной стоимости с учетом спроса, издержек и других факторов.

Как и зачем управлять цепочкой поставок

Грамотно организованная цепь позволяет компании сократить издержки, уменьшить время на доставку и в итоге существенно увеличить долю на рынке. Для автоматизации управления поставками используются SCM-системы. Это программные решения, которые повышают эффективность всех процессов:

  • изучают меняющиеся потребности клиентов,
  • сегментируют потребителей в зависимости от их потребностей,
  • анализируют рыночный спрос и выстраивают производство с учетом этой информации,
  • планируют поставки на основе клиентского спроса,
  • создают непрерывную цепь в снабжении,
  • помогают найти новые каналы сбыта.

Системы для управления цепочкой поставок

Сейчас на рынке представлены эффективные решения как российского, так и зарубежного производства.

Axapta
Российская разработка. Программа позволяет отслеживать весь путь продукта: от закупки сырья до доставки конечному клиенту, планировать объем закупок и мониторить складские запасы.

BAAN
Сервис компании из Нидерландов. Синхронизирует объем выпуска продукции с потребностями потребителей, повышает качество прогнозов на поставки, снижает затраты на производство и логистику.

Peoplesoft
Производитель ПО — компания из США, в настоящий момент принадлежащая корпорации Oracle. CSM-решения Peoplesoft позволяют налаживать отношения между производителями и поставщиками, планировать очередность выпуска товаров, определять ключевые направления для развития. Дополнительные приложения к системе помогают планировать складские запасы, оптимизировать площадь складов и доставку на всех этапах.

Renaissance
Российский продукт от компании «Интерфейс». Создает единое информационное пространство для всех департаментов и филиалов. Позволяет планировать поставки, корректировать планы, налаживать взаимоотношения с поставщикам и перевозчиками, оптимизировать доставку и сокращать затраты на нее.

SAP
SCM SAP — один из модулей комплекса планирования ресурсов от немецкого разработчика. Охватывает все основные процессы: планирование цепочек поставок, их координацию и выполнение. Упрощает и оптимизирует все процессы от закупки до оплаты клиентом.

Внедрение каждой системы требует затрат как финансовых, так и временных. Но результат того стоит. Налаживается автоматизация процессов, сотрудники работают эффективнее, растет выручка компании и снижаются неоправданные затраты ресурсов.