Часто компании и эксперты сталкиваются с тем, что их контент воспроизводят конкуренты или обычные пользователи. Например, публикуют от своего имени скопированные отрывки или целые тексты из блога на сайте. А иногда — добавляют в свое публичное портфолио фотографии с чужими результатами работ. Разбираемся, как действовать, если ваши авторские права были нарушены.
1. Провести мониторинг по ключевым словам.
Кому подходит: компаниям и блогерам, которые работают в сферах, где есть узкоспециализированная и узнаваемая система терминов. Например, в инвестициях, медицине, физике или химии. Если в текстах используются уникальные авторские слова, их тоже можно искать в чужих публикациях с помощью мониторинга.
Как действовать: используйте сервисы «Медиалогия», «Brand Analytics», «YouScan». У них есть бесплатный тестовый период, этого будет достаточно, чтобы быстро проверить интернет. И если вы обнаружите регулярные кражи контента, мониторинг можно подключить на постоянной основе, чтобы быстро узнавать о появлении плагиата.
2. Проверить использование своих текстов на других ресурсах с помощью специальных сервисов.
Кому подходит: всем, кто публикует контент в интернете, — к сожалению, совпадения по печатным изданиям таким способом найти нельзя. Рекомендуем использовать для проверки наиболее популярные из ваших материалов: скорее всего, нарушители присвоят себе именно их.
Как действовать: загрузите несколько своих постов или статей в сервис «Адвего Плагиатус», «Content Watch», «Text.ru». Посмотрите, насколько они уникальны: если система выявит заимствования, она не только покажет, какие именно части текста были украдены, но и на каких сайтах находятся эти материалы. Проверка достаточно глубокая и точная, поэтому даже ее будет достаточно, чтобы понять масштаб проблемы. Однако бывают ограничения по количеству символов, поэтому если у вас большие статьи, лучше оформить платный доступ к сервисам.
3. Проверить использование своих фотографий сторонними ресурсами через поисковик.
Кому подходит: бизнесу, который регулярно работает с визуальным контентом, — например, фотографам, дизайнерам, мебельщикам, модельерам и т. д. Часто именно эти пользователи сталкиваются с тем, что конкуренты выдают их работы за свои.
Как действовать: загрузите изображения в сервисы «Яндекс.Картинки», «Google Images», «TinEye». Системы покажут, как часто и на каких сайтах использовались такие же материалы (или с минимальными корректировками).
И еще один лайфхак: если делаете фотографии, зашифруйте информацию о вас в метаданных снимков, а исходные файлы никому не передавайте. Сделать это можно с помощью программы «Photo EXIF Manager». Установите ее на компьютер, загрузите фотографии. Перед вами появится таблица, где все теги загруженных снимков будут рассортированы по группам: «Image», «Camera» и «GPS». Чтобы отредактировать тег, дважды щелкните по нему левой кнопкой мыши. Откроется диалоговое окно, где можно изменить данные.
4. Попросить помощи подписчиков.
Кому подходит: всем компаниям и блогерам с большим количеством активных подписчиков. Лояльные к бренду пользователи могут сообщать авторам о фактах кражи, если столкнутся с плагиатом контента в интернете.
Как действовать: опубликуйте пост с рассказом о том, что вы обнаружили заимствования ваших материалов без указания авторства. Расскажите, почему это недопустимо: вероятно, мошенники вводят пользователей в заблуждение, вы терпите от этих действий прямые финансовые убытки, обесценивается труд вашей команды. Попросите присылать вам ссылки на те страницы, где ваши подписчики обнаружат похожий контент.
1. Зафиксировать факт плагиата.
Это нужно выполнить в первую очередь, до того, как вы свяжетесь с похитителями вашего контента. Обратитесь к нотариусу и закажите у него услугу: протокол осмотра интернет-страниц.
Юрист изучит содержимое сайта или страницы в социальных сетях и зафиксирует информацию при помощи скриншотов. Этот документ имеет юридическую силу и может использоваться как доказательство в суде.
Даже если в дальнейшем статьи или посты удалят или изменят, вы сможете подтвердить факт нарушения авторских прав.
2. Установить личность плагиатора.
Если плагиат на сайте
Начните поиски с сервиса «Whois»: он покажет, у какого регистратора числится домен. Дальше есть два варианта развития событий.
Если плагиат в соцсетях или мессенджерах
В инфоблоке проверьте ссылки на сайт или адреса корпоративных почт. Узнав эту информацию, действуйте по алгоритму предыдущего пункта. Если же никаких сведений нет, дальнейшее общение придется вести в личной переписке.
3. Направить досудебную претензию нарушителю.
В этом документе обязательно нужно отразить следующие пункты.
Зафиксируйте факт направления претензии. Доказательством может стать почтовая квитанция об отправке заказного письма с описью вложения или распечатка уведомления о доставке электронного письма.
Составьте иск с адвокатом, приложите протокол осмотра интернет-страниц от нотариуса, переписку с плагиатором и копию досудебной претензии с почтовой квитанцией об отправке.
В последние годы в России увеличивается количество выигранных истцами дел по факту нарушения авторских прав в интернете. Поэтому в случае нарушения ваших интересов следуйте приведенному алгоритму и восстанавливайте справедливость.