8 августа 4 минуты чтения #Технологии

RuStore, NashStore, RuMarket: как устроены российские магазины мобильных приложений

Иллюстрация материала

Весной 2022 года в работе магазинов Google Play и App Store произошли изменения, которые затронули многих пользователей из России. Например, с площадок исчезли приложения ключевых отечественных банков. А еще оттуда больше нельзя загружать платные программы. Российские разработчики начали создавать альтернативные маркетплейсы, их ожидает долгий путь развития.

Сразу скажем: любые сторонние маркетплейсы доступны исключительно для владельцев Android-смартфонов. С айфонами все обстоит сложнее: система iOS позволяет загружать приложения только из App Store. Конечно, можно взломать смартфон и установить на него программы из других сторов, но это чревато сбоями в работе устройства.

Крупные производители смартфонов на базе Android уже давно создали собственные магазины приложений. Например, у Huawei есть AppGallery, у Xiaomi — Mi Store, у Samsung — Galaxy Store. AppGallery вообще считается третьим по величине маркетплейсом в мире. По данным сервиса, им ежемесячно пользуются более 560 млн человек.

Но как показали последние события, никакие разработчики больше не могут быть уверены, что их приложения не заблокируют в одном из глобальных магазинов. Поэтому некоторые страны начали активно создавать собственные площадки для ПО. Россия — в их числе.

Существующие российские магазины приложений

Пока создано 3 отечественных маркетплейса: RuStore, NashStore и RuMarket. Они практически одновременно вышли в релиз — в апреле–мае 2022 года. Пока в них не так много приложений, в основном — от российских разработчиков.

1. RuStore

Количество приложений: около 1 000.

Наиболее известные приложения:

  • ПО от основных российских банков: «Альфа-банк», «ВТБ», «Сбер», «Тинькофф» и других;
  • платежные сервисы Mir Pay и СБПэй;
  • приложения крупных маркетплейсов: AliExpress, Ozon, Wildberries;
  • карты от «Яндекса» и 2GIS,
  • социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники»;
  • сервисы государственных услуг: «Госуслуги», «Госуслуги Авто»;
  • приложение для онлайн-работы с документами «МойОфис Документы».

Чего не хватает:

  • нет официальных приложений от ФНС;
  • нет приложений ключевых мессенджеров: Telegram и WhatsApp;
  • нет сервисов Google для работы с почтой, документами, просмотра YouTube;
  • практически не представлены зарубежные разработчики.

Сейчас наиболее перспективной площадкой пользователям кажется RuStore: здесь больше всего ключевых сервисов, которые популярны среди пользователей из России. Контент регулярно и достаточно быстро пополняется: за пару месяцев работы маркетплейс вырос с 100 до 1 000 приложений.

2. NashStore

Количество приложений: около 1 000, однако пользователи отмечают, что без перебоев доступны несколько сотен.

Наиболее известные приложения:

  • магазины и сервисы доставки, типа «СберМаркет» и «ЕАПТЕКА»;
  • стриминговый сервис RuTube;
  • ПО от российских банков: «Альфа-Банк», «ПСБ», «Совкомбанк».

Чего не хватает:

  • популярных программ для доставки еды: «Самокат»,«Яндекс.Еда», Delivery Club;
  • крупных интернет-магазинов вроде Ozon и Wildberries;
  • сервисов такси: «Яндекс» и других;
  • социальных сетей и мессенджеров: «ВКонтакте», Telegram, WhatsApp.

3. RuMarket

Количество приложений: более 180.

Наиболее известные приложения:

  • ПО от российских банков: «Альфа-Банк», «ВТБ», «Открытие», «ПСБ», «Совкомбанк»;
  • карты от 2GIS;
  • сервисы органов государственной власти: «Активный гражданин», «Госуслуги Москвы»;
  • приложение для трудоустройства — «Работа.ру: Вакансии рядом».

Чего не хватает:

  • не представлены ключевые российские банки — нет «Сбера», «Тинькофф», «Райффайзена», «Газпромбанка»;
  • отсутствуют приложения крупных маркетплейсов — Ozon, Wildberries;
  • нет сервисов из экосистемы «Яндекса» (есть только браузер и материнское приложение «Яндекс — с Алисой»);
  • нет приложений от ключевых социальных сетей и мессенджеров — в том числе «ВКонтакте» и Telegram;
  • нет ключевых сервисов доставки еды: «Самокат», Delivery Club;
  • нет приложений для фитнеса и ЗОЖ.

Какие задачи стоят перед российскими магазинами приложений

1. Создание отечественной площадки для ключевых приложений.
Когда из магазинов Google Play и App Store пропали приложения наиболее крупных российских банков, нужно было быстро восстановить доступ пользователей к сервисам. Финансовые организации выложили установочные файлы на своих официальных сайтах, но это было временным решением. Кроме того, возник риск того, что из магазинов пропадут и другие важные российские приложения: «Госуслуги», ПО для инвесторов, карты, онлайн-магазины. Сейчас эта проблема решена: на отечественных маркетплейсах есть практически все наиболее важные сервисы.

2. Увеличение объема контента и привлечение зарубежных разработчиков.
Список приложений нужно быстро пополнять. Первые месяцы показали, что это реально: магазин RuStore увеличил свою базу почти в 10 раз. Но рано или поздно маркетплейсы столкнутся с объективным ограничением: российских приложений не так много по сравнению с программами из США, Западной Европы и Китая. Администраторы RuMarket, NashStore и RuStore настроены на то, что их площадки будут доступны для разработчиков из разных стран. Но пока эти маркетплейсы остаются, в основном, локальными ресурсами с преимущественно российским ПО. Поэтому пользователи рассматривают их как дополнение, а не замену Google Play.

3. Управление платными подписками.
Сейчас это одна из ключевых задач: пользователи из России не могут получить доступ к платному контенту в Google Play. Альтернативные отечественные магазины планируют ввести эту функцию: в личном кабинете пользователя можно будет настроить удобный способ оплаты, в том числе с помощью российских банковских карт.

Пока функционал не добавлен на платформы, но NashStore и RuStore заявляют, что занимаются этим вопросом. Решить проблему не так просто, как может показаться. Нужно не только «научить» маркетплейсы обмениваться данными с банками и платежными сервисами, но и создать для этого безопасную среду, где информация будет полностью защищена от утечек.

4. Совершенствование систем защиты.
В этом направлении важно решить 2 задачи:

  • магазин приложений должен хорошо отфильтровывать мошенническое и вредоносное ПО,
  • площадка должна защищать авторов контента, чтобы оригинальные приложения никто не мог копировать и выкладывать как собственную разработку.

Администраторы площадок утверждают, что тщательно модерируют все приложения и проверяют их на отсутствие вредоносного кода. В магазин RuStore интегрированы системы безопасности от «Лаборатории Касперского» и «ВКонтакте». В дальнейшем алгоритмы защиты будут все больше совершенствоваться.