Внешний вид и интерфейс компьютера с момента его появления изменились до неузнаваемости. Громоздкие вычислительные машины, перфокарты и черно-белые экраны сменились цветными сенсорными панелями и голосовым вводом. Рассказываем, что такое интерфейсы, какими они были вначале, как эволюционировали и какой вид приобретут в будущем.
Это своеобразная витрина, на которой пользователь видит все, что происходит в компьютере, на смартфоне и любом другом вычислительном устройстве. А еще интерфейсы связывают программы внутри устройства и устройства друг с другом.
Когда человек открывает программу, то видит пользовательский интерфейс. Чаще всего он представлен графикой, его можно назвать переводчиком с компьютерного языка на человеческий. Мы нажимаем кнопку, чтобы закрыть окно, пролистать статью или оплатить заказ, но не видим процессов, которые происходят после этого.
Программный интерфейс помогает приложениям обмениваться друг с другом информацией. Например, он задействован, когда смартфон синхронизируется с Google Календарем.
Аппаратный интерфейс определяет связь устройств между собой. С помощью разъемов и специального софта компьютер понимает, подключена к нему мышь или клавиатура.
Прообраз современного интерфейса — система NLS, или oN-Line System. Ее создали американские ученые во главе с Дугласом Энгельбартом в 1968 году.
oN-Line System первой поддерживала оконный интерфейс. Также она имела ПО для совместной работы и использовала гиперссылки. Это инструмент для быстрого перехода на другой участок этого же документа или на другой документ. Еще NLS получила новый способ управления — компьютерную мышь из корпуса на колесах. Дополнительно система включала 2 клавиатуры. Одна напоминала современную, а вторая имела 5 клавиш и вводила комбинации для определенных команд.
Идея была инновационной, но NLS не получила распространения из-за своей сложности. Новые элементы управления не упрощали работу, а увеличивали стоимость оборудования и время на обучение пользователей.
Первые компьютеры имели примитивный интерфейс и использовали перфокарты — картонки с отверстиями, по которым компьютер считывал информацию. Устройства следующего поколения получили простой, текстовый интерфейс. Это была командная строка, куда вводили указания для программы.
Первым компьютером с графическим интерфейсом (GUI) был уже описанный NLS. Затем родилась концепция WIMP, согласно которой интерфейс включал окна, иконки, меню и указатель. Так в 1973 году появился Xerox Alto. Это была опытная версия первого персонального компьютера для работы с документами. Но GUI в нем запускался и работал отдельно от командной строки и операционной системы. Xerox Star, который вышел в 1981 году, объединил компоненты в единое целое.
Спустя 2 года компания Apple представила Apple Lisa. Он имел спектр программ для работы с документами, но не оправдал свою стоимость. Microsoft выпустила свой компьютер с графическим интерфейсом — Windows 1.0. Он был цветным и стал популярным на рынке.
Впоследствии Apple и Microsoft дорабатывали свои продукты: увеличивали количество цветов, добавляли настройки для интерфейса и создавали новые программы для работы с документами.
Современные интерфейсы поддерживают миллионы цветов, имеют десятки элементов и множество настроек для удобства пользователей.
Кроме графических интерфейсов современные устройства используют жесты, голосовой и тактильный набор. В будущем к этим функциям может добавиться нейронный интерфейс. Это позволит освободить руки, вводить сложные команды и делать это быстро. Компьютер считает мозговые волны и наберет текст благодаря силе человеческой мысли. Пока технология не стала массовой из-за стоимости аппаратуры и нюансов настройки.
Еще одна концепция — отсутствие интерфейса как такового. Устройства будут видеть и слышать пользователя и выдавать только нужные в этот момент сведения. Чтобы такое было возможно, необходим непрерывный доступ к сети и полностью открытые данные всех пользователей в мире. Понятие конфиденциальности информации исчезнет. ПО будет защищать только ее автора. На все это будет способен искусственный интеллект, который станет постоянно обучаться, чтобы актуализировать информацию.
В результате устройство предоставит оптимальное предложение на основании предпочтений конкретного пользователя или аналогичного удачного опыта других людей. Например, вызовет подходящее такси или откроет сайт с любимой доставкой еды. Благодаря персональному подходу и отсутствию конфиденциальности показывать нужную информацию смогут и чужие устройства.
Пока неясно, как реализовать эту идею на практике. Но если она получит широкое распространение, компьютерные технологии в очередной раз изменятся навсегда.