21 января 3 минуты чтения #Технологии

Когда появился первый компьютерный интерфейс и как он будет выглядеть в будущем

Иллюстрация материала

Внешний вид и интерфейс компьютера с момента его появления изменились до неузнаваемости. Громоздкие вычислительные машины, перфокарты и черно-белые экраны сменились цветными сенсорными панелями и голосовым вводом. Рассказываем, что такое интерфейсы, какими они были вначале, как эволюционировали и какой вид приобретут в будущем.

Зачем нужны интерфейсы

Это своеобразная витрина, на которой пользователь видит все, что происходит в компьютере, на смартфоне и любом другом вычислительном устройстве. А еще интерфейсы связывают программы внутри устройства и устройства друг с другом.

Когда человек открывает программу, то видит пользовательский интерфейс. Чаще всего он представлен графикой, его можно назвать переводчиком с компьютерного языка на человеческий. Мы нажимаем кнопку, чтобы закрыть окно, пролистать статью или оплатить заказ, но не видим процессов, которые происходят после этого.

Программный интерфейс помогает приложениям обмениваться друг с другом информацией. Например, он задействован, когда смартфон синхронизируется с Google Календарем.

Аппаратный интерфейс определяет связь устройств между собой. С помощью разъемов и специального софта компьютер понимает, подключена к нему мышь или клавиатура.

Как выглядел первый компьютерный интерфейс

Прообраз современного интерфейса — система NLS, или oN-Line System. Ее создали американские ученые во главе с Дугласом Энгельбартом в 1968 году.

oN-Line System первой поддерживала оконный интерфейс. Также она имела ПО для совместной работы и использовала гиперссылки. Это инструмент для быстрого перехода на другой участок этого же документа или на другой документ. Еще NLS получила новый способ управления — компьютерную мышь из корпуса на колесах. Дополнительно система включала 2 клавиатуры. Одна напоминала современную, а вторая имела 5 клавиш и вводила комбинации для определенных команд.

Идея была инновационной, но NLS не получила распространения из-за своей сложности. Новые элементы управления не упрощали работу, а увеличивали стоимость оборудования и время на обучение пользователей.

Как эволюционировали интерфейсы

Первые компьютеры имели примитивный интерфейс и использовали перфокарты — картонки с отверстиями, по которым компьютер считывал информацию. Устройства следующего поколения получили простой, текстовый интерфейс. Это была командная строка, куда вводили указания для программы.

Первым компьютером с графическим интерфейсом (GUI) был уже описанный NLS. Затем родилась концепция WIMP, согласно которой интерфейс включал окна, иконки, меню и указатель. Так в 1973 году появился Xerox Alto. Это была опытная версия первого персонального компьютера для работы с документами. Но GUI в нем запускался и работал отдельно от командной строки и операционной системы. Xerox Star, который вышел в 1981 году, объединил компоненты в единое целое.

Спустя 2 года компания Apple представила Apple Lisa. Он имел спектр программ для работы с документами, но не оправдал свою стоимость. Microsoft выпустила свой компьютер с графическим интерфейсом — Windows 1.0. Он был цветным и стал популярным на рынке.

Впоследствии Apple и Microsoft дорабатывали свои продукты: увеличивали количество цветов, добавляли настройки для интерфейса и создавали новые программы для работы с документами.

Современные интерфейсы поддерживают миллионы цветов, имеют десятки элементов и множество настроек для удобства пользователей.

Как будут выглядеть интерфейсы будущего

Кроме графических интерфейсов современные устройства используют жесты, голосовой и тактильный набор. В будущем к этим функциям может добавиться нейронный интерфейс. Это позволит освободить руки, вводить сложные команды и делать это быстро. Компьютер считает мозговые волны и наберет текст благодаря силе человеческой мысли. Пока технология не стала массовой из-за стоимости аппаратуры и нюансов настройки.

Еще одна концепция — отсутствие интерфейса как такового. Устройства будут видеть и слышать пользователя и выдавать только нужные в этот момент сведения. Чтобы такое было возможно, необходим непрерывный доступ к сети и полностью открытые данные всех пользователей в мире. Понятие конфиденциальности информации исчезнет. ПО будет защищать только ее автора. На все это будет способен искусственный интеллект, который станет постоянно обучаться, чтобы актуализировать информацию.

В результате устройство предоставит оптимальное предложение на основании предпочтений конкретного пользователя или аналогичного удачного опыта других людей. Например, вызовет подходящее такси или откроет сайт с любимой доставкой еды. Благодаря персональному подходу и отсутствию конфиденциальности показывать нужную информацию смогут и чужие устройства.

Пока неясно, как реализовать эту идею на практике. Но если она получит широкое распространение, компьютерные технологии в очередной раз изменятся навсегда.