13 марта 4 минуты чтения #Технологии

Как развивались технологии анимации и где еще их можно использовать, кроме производства мультфильмов

Иллюстрация материала

Долгое время анимация была синонимом мультипликации, потому что появилась благодаря мультфильмам. Несмотря на это, сейчас она вышла за рамки киноиндустрии и применяется в разных сферах. Мы рассказали, что общего у этих технологий и чем они различаются, как развивалась анимация и где ее сейчас применяют.

Что такое анимация и чем она отличается от мультипликации

Мультипликация (от латинского «увеличение», «размножение») — совокупность способов, которые помогают «оживить» какой-либо объект. Рисунки быстро и плавно сменяют друг друга в строгой последовательности. В результате нам кажется, что объект двигается, меняет форму или размер.

Мультипликация — трудоемкий процесс. Сначала нужно нарисовать все фазы движения героев и задние планы по отдельности. Затем — наложить их друг на друга и отснять. Для 1 секунды видео необходимо сделать от 12 до 24 кадров.

Термин «анимация» появился благодаря латинскому слову «одушевлять». Анимация наделяет персонажа характером, а не просто заставляет двигаться, поэтому считается, что это более широкое понятие. «Одушевление» возможно благодаря специальным программам. Они создают для героя особую походку или мимику, добавляют эффекты, которые трудно сделать вручную. Но рисовать каждое движение персонажа уже не нужно: достаточно изобразить его один раз, расставить на нем специальные контрольные точки, а затем с помощью ПО задать их перемещение. Этим анимация принципиально отличается от мультипликации.

Как развивалась анимация

Предыстория
Анимацию начали делать еще в 19-ом веке, на специальных аппаратах — фенакистископах и стробоскопах. Их работа основывалась на стробоскопическом эффекте: если отдельные переходные изображения очень быстро сменяют друг друга, человеческий мозг воспринимает их как плавно и непрерывно движущиеся. Сами картинки наносились на картонный круг, разделенный на множество секторов. В каждом из них была нарисована фаза движения какого-либо объекта. Когда круг вращался, изображения двигались, словно живые.

Первые мультфильмы
Позднее рисунки стали наносить на длинную вращающуюся перфорированную ленту. Так, в 1892 году появились 3 первых в мире мультфильма. В 20-ом веке мультипликация становилась более плавной, мультфильмы получили четкий сюжет, а герои — индивидуальность. Прорывом в анимации стало ротоскопирование. На кинопленку снимали реальных людей, а затем перерисовывали их движения. С 1915 года этот прием использовался в мультфильмах.

Классическая анимация и первая компьютерная графика
В 1930-х годах началась эра Уолта Диснея. За 30 лет он снял несколько десятков картин и стал самым известным в истории мультипликатором. В 1961 году появился Sketchpad, который работал с помощью светового пера — им можно было рисовать на мониторе. Устройство стало прародителем компьютерной графики, после этого начали появляться программы для создания изображений на компьютере.

Трехмерная графика и современная анимация
С 1980-х годов выходили первые мультфильмы, созданные с помощью трехмерной графики — например, «История игрушек». Параллельно с ними также создавалось ПО для 3D-рисования: RenderMan, Topas, 3D Studio и 3ds Max.

Современная анимация максимально приближена к реальности благодаря технологии motion capture. На настоящих людях или животных размещают датчики, а потом снимают движения с разных точек. Так получается трехмерная модель, на основе которой аниматоры создают компьютерных персонажей.

Какие виды анимации бывают

Традиционная анимация. Это классическая мультипликация, когда художники вручную рисуют каждое движение героев и изменения задних планов по отдельности, а затем фотографируют все изображения и составляют из кадров мультфильм.

Векторная анимация. Персонажа создают на компьютере и прописывают программу его движений по контрольным точкам. То есть аниматоры не рисуют все кадры с множеством переходных фаз для шагов, жестов или мимики.

Компьютерная 3D-анимация. Больше похожа на конструктор, чем на рисование, потому что объекты моделируются в специальных программах. Сначала они выглядят абстрактно, затем им послойно придается форма, прорисовываются детали. А еще настраивается освещение, текстура и другие параметры, которые придают картинке реалистичность.

Motion-дизайн. Это направление связано с графическим дизайном и помогает оживлять визуальные данные: графики, тексты. Поэтому в этом виде анимации важно понимать типографику, уметь работать со шрифтами и с цветом.

Stop-motion, или кукольная анимация. Объекты расставляют и фотографируют, затем перемещают, имитируя фазы движения, и делают следующий кадр. По сути, это классическая анимация, но основанная на снимках реальных объектов.

Где можно использовать анимацию

Реклама. Короткие анимационные ролики могут привлекать внимание зрителей за счет необычной картинки. Трехмерное изображение помогает хорошо рассмотреть товар.

Веб-анимация. Помогает развлечь читателя во время загрузки данных или выполнить операции, которые происходят в несколько этапов. Еще она используется, чтобы сделать визуальную подсказку или оживить элементы управления — например, кнопки. Анимация делает отображение веб-страниц более привлекательным и понятным.

Видеоигры. Можно сказать, что такая анимация является запрограммированным мультфильмом, потому что развитие событий во многом зависит от игрока.

Образование и наука. Благодаря анимации можно воссоздать процессы, которые происходят в организме — например, действие лекарств, работу человеческих органов, развитие болезней. В архитектуре 3D-анимация помогает увидеть будущее здание до того, как оно будет построено, спрогнозировать, как на него могут подействовать условия среды.