Искусственный интеллект проникает во все сферы жизни общества и упрощает многие процессы. Однако с образованием все оказалось не так однозначно. Разбираемся, почему использование ИИ может навредить процессу обучения, какими недостатками и достоинствами обладает эта технология, в каких ситуациях она все-таки будет полезна.
ChatGPT — бот, созданный компанией OpenAI на основе искусственного интеллекта. Он умеет отвечать на различные поисковые запросы языком, который создает иллюзию человеческого общения. Поэтому школьники и студенты уже используют бота, чтобы готовить домашние задания, курсовые и другие письменные работы. Учащиеся применяют технологию не только для того, чтобы проверить ошибки, но и полностью делегируют программе задачу по написанию текстов. Поэтому нужные образовательные навыки у них не формируются.
Преподаватели опасаются, что с развитием технологии объективно оценить знания станет труднее. Например, в процессе обучения успешными будут и действительно талантливые студенты, и те, кто умело применяет бота, а не владеет реальными компетенциями. Кроме того, рабочие места в дальнейшем могут занять специалисты в области нейросетей, а не юриспруденции, медицины, строительства или IT. Конечно, неквалифицированных сотрудников можно вычислить, но компания потеряет время и понесет убытки.
Неправильные ответы. Если бот не знает ответа на вопрос, он может предложить ученику ошибочную информацию. Часто она очень похожа на правду, потому что адаптирована к человеческому языку, выглядит логично и на первый взгляд непротиворечиво. Из-за этого ученики не просто сдают работы, которые сами не выполняли. У них еще и остаются искаженные сведения о предмете.
Ограниченная база данных. У ChatGPT пока мало знаний о событиях, которые произошли после 2021 года. В сочетании с ошибками из первого пункта это снижает качество сведений, которые выдает нейросеть.
Зависимость ответа от формулировки. Иногда программа пишет, что не может помочь пользователю. Но если перефразировать запрос, есть вероятность получить результат. Такая зависимость от достаточно субъективных факторов сильно сужает области корректного применения бота.
Экономия времени. Рефераты, сочинения, курсовые и тексты нейросеть пишет за несколько минут. Создавать аналогичные работы самостоятельно нужно в течение многих часов или недель. Поэтому студентам кажется, что использовать искусственный интеллект очень выгодно. Особенно это касается тех случаев, когда реферат — лишь формальное задание, которое нужно выполнить по какой-то второстепенной дисциплине.
Удобство. Вместо ручного перебора и анализа разных источников, поиска информации, можно использовать программу. Она сама проверит миллионы ресурсов и выдаст сведения по нужной теме в режиме одного окна.
Возможности для самопроверки. Кроме обычных учебных текстов ChatGPT умеет генерировать простые алгоритмы, решать формализованные задачи. Поэтому его часто используют для проверки элементарных программных кодов и математических примеров и уравнений.
Вспомогательные функции. Бота можно использовать не для решения самой учебной задачи, а для каких-то сопутствующих задач. Например, с его помощью часто переводят материалы для статей и рефератов.
Важно: несмотря на большие возможности бота, всегда необходимо критически оценивать информацию. Любые данные придется проверить перед тем, как взять на вооружение.