Мы привыкли к интуитивно понятным графическим интерфейсам, где файлы можно просматривать, копировать и перемещать по клику мышки. Многим владельцам ПК кажется, что так было всегда. Но первые операционные системы для компьютеров были вовсе не такими дружелюбными, поэтому для работы с ними использовали специальные программы-оболочки. Сейчас подобное ПО тоже применяют, но не как отдельные узконаправленные утилиты, а как целостные среды для решения определенных задач.
У любого компьютера, смартфона, фитнес-браслета и других умных гаджетов есть операционные системы разной степени сложности. Это набор программ «под капотом», которые запускают основные функции устройства. Прямой доступ к ним обычно затруднен: разобраться в работе такого ПО способны только специалисты. Чтобы с устройством мог взаимодействовать рядовой пользователь, были разработаны программы-оболочки: они формируют наглядный понятный интерфейс, в котором все файлы видны как на ладони. Их можно создавать и удалять, копировать, перемещать, отправлять другим людям. Программы выполняют функцию посредника между операционной системой и человеком.
До появления Windows самой популярной «операционкой» была MS-DOS. Назвать ее дружественной достаточно сложно: там не было привычных виртуальных окон, кнопок и таблиц, а все команды для работы с файлами нужно было прописывать вручную. Чтобы выполнить определенные вычисления, требовался один набор кодов, чтобы записать результат на дискету — другой. Поэтому специалисты разработали «оболочки» — Norton Commander и Total Commander, которыми люди пользовались долгие годы, даже после появления Windows с удобным графическим интерфейсом.
Программы были устроены достаточно просто. На мониторе отображались два окна, и каждое символически представляло пространство на одном из дисков. В окнах отображались все файлы, которые были записаны на каждом конкретном диске. Материалы можно было «перетаскивать» с одного диска на другой, удалять, дублировать — это намного удобнее, чем прописывать нужные команды текстом. Программы стали настолько повсеместными, что многие пользователи начали их воспринимать как часть системы MS-DOS, а не самостоятельные дополнения.
Современные операционные системы изначально делают многослойными. Один уровень — внутренний, для обмена данными между программами, другой — внешний графический, для взаимодействия программ и человека. Последний часто называют оболочкой операционной системы. Ее основная цель — максимально упростить работу с устройством.
В последнее время все большую популярность набирает тренд на программирование low-code и no-code. Его суть заключается в следующем: функциональные и относительно законченные части кода «зашивают» в графические блоки, из которых можно быстро собрать готовую программу. Концепция имеет много общего с конструктором: человек комбинирует отдельные фрагменты, чтобы на выходе получить определенное приложение или сервис.
Для подобной работы используют среды, которые по своей сути схожи с оболочками: человек видит схематичное пространство — оно олицетворяет будущую программу. Область можно наполнять различными блоками. Если речь идет о приложении магазина — добавить витрину, карту, формы для оплаты и даже функции примерки.
Среды используют и для создания сайтов: их верстают не самостоятельно, а в одном из конструкторов, после чего подключают к готовой CRM-системе.
Среды — логичное продолжение концепции оболочек. С течением времени они станут еще более востребованными и серьезно упростят взаимодействие людей с компьютерами.