16 апреля 3 минуты чтения #Инструкции

Что такое краудфандинг и как стартапу грамотно использовать этот инструмент финансирования

Иллюстрация материала

Одна из основных проблем стартапов — недостаток средств на развитие проекта. Решить ее можно при помощи краудфандинга. Появившийся чуть больше 10 лет назад способ привлечения средств через коллективное финансирование с каждым годом становится все популярнее.

Что такое краудфандинг

Термином crowdfunding называют способ привлечения в проект денежных средств через участие большого количества людей. Дословно термин переводится с английского как «финансирование толпой» или «народное финансирование». Средства собирают онлайн через специальные площадки. Для стартапов это шанс привлечь деньги на развитие, не вкладываясь в рекламу, и возможность заявить о себе.

Первая площадка для коллективного сбора средств — Kickstarter — заработала в 2009 году в США. Спустя год в России появился сайт «С миру по нитке», однако он не завоевал большую популярность. Более известными стали российские площадки Planeta.ru и Boomstarter.ru, которые работают и в настоящий момент.

Для краудфандинга используют 3 основные схемы.

  • Пожертвования. Участники отправляют небольшие суммы безвозмездно. Как правило, схема используется в благотворительных или творческих проектах. Например, краудфандинг через пожертвования используют музыкальные группы для записи альбомов или съемки клипов.
  • Инвестиции. Люди переводят деньги, а взамен получают акции компании. Если проект окажется успешным, то акционеры будут получать прибыль. Инвестиционный краудфандинг обычно используется в коммерческих проектах с большим потенциалом развития — например, в банковском сегменте.
  • Авансовые вложения в продукт. Так выпускают книги, календари, настольные игры. На старте сбора средств команда проекта определяет градацию: в зависимости от выделенной суммы пользователи получают в дальнейшем определенные бонусы или готовый продукт.

Плюсы краудфандинга для стартапов

  • Оценка интереса. Краудфандинг позволяет понять, насколько проект востребован среди потенциальных клиентов. Площадки дают возможность пообщаться с пользователями, узнать их мнение о продукте, выслушать советы и пожелания.
  • Реклама. Интересные проекты, размещенные на онлайн-площадках, часто привлекают внимание СМИ, которые рассказывают о них бесплатно. Поэтому еще одна функция краудфандинга — пиар.
  • Сообщество единомышленников. Поддержка большого числа людей помогает основателям стартапов не перегореть в процессе работы над проектом.

Минусы краудфандинга для стартапов

  • Жесткие условия площадок. Нередко сайты для сбора средств работают по схеме «все или ничего». Если вы поставили цель собрать 100 тысяч рублей, то получите выплату только в случае успешного сбора полной суммы. Если наберется всего 99 тысяч, то средства выплачены не будут.
  • Небольшой объем собранных инвестиций. Суммы привлеченных через краудфандинг средств редко бывают большими. Наиболее успешные проекты в России собирали через площадки максимум несколько сотен тысяч рублей. Рекорд по сбору составил 17 млн рублей.
  • Затраты сил и времени. Несмотря на иллюзорную простоту краудфандинг отнимает много ресурсов. Презентация проекта, общение с владельцами сайта, ответы на комментарии пользователей — все это отвлекает от непосредственной разработки.

Как стартапу запустить краудфандинг и получить финансирование

1. Выберите площадку и зарегистрируйтесь. Наибольшей популярностью в России пользуются Planeta.ru (для выплаты достаточно собрать более половины заявленной суммы) и Boomstarter.ru (нет жестких требований по сумме для выплаты и срокам сбора). Planeta подходит для творческих проектов, Boomstarter — для коммерческих.

2. Придумайте название проекта. Оно должно быть четким, понятным и содержательным. Избегайте в названии абстрактных формулировок и метафор. Сделайте акцент на конкретике. Например, если ваш проект связан с гейм-разработкой, укажите в названии слово «игра». По ключевым словам вас смогут найти потенциальные жертвователи.

3. Создайте подробное описание. Для этого определите целевую аудиторию, чтобы говорить с ней на одном языке. Если это молодежь — на легком разговорном, если представители бизнес-сообщества — на более деловом. Подойдите к описанию серьезно, поскольку от него во многом зависит коммерческий успех. Этот блок должен понятно рассказывать о пользе проекта и о том, почему человеку стоит его поддержать.

4. Поставьте финансовую цель. Сумма должна быть достижимой и обоснованной. Определите, сколько средств вам необходимо на развитие. Лучше указать сумму по нижней планке: так будет больше шансов собрать ее в полном объеме.

5. Определите сроки сбора. Не стоит растягивать мероприятие. Есть риск, что пользователь зайдет на сайт, увидит, что до завершения проекта еще несколько месяцев, решит сделать пожертвование позже и забудет о нем.

6. Оформите страницу. Профессиональные фотографии и видеообращение от создателя повышают шансы на успешный сбор. Хорошо работает качественная и продуманная инфографика.

7. Придумайте благодарность для пользователей. Пусть люди, которые отправляют вам деньги, получат что-то взамен: видеообращение с благодарностью, упоминание в титрах, небольшой сувенир с логотипом компании.

8. Заручитесь поддержкой. Обратитесь в тематические сообщества и к лидерам мнений (например, блогерам) за информационной поддержкой. Пусть они расскажут о вашем проекте, если он покажется им интересным. Так о стартапе узнает гораздо больше людей.