Одна из основных проблем стартапов — недостаток средств на развитие проекта. Решить ее можно при помощи краудфандинга. Появившийся чуть больше 10 лет назад способ привлечения средств через коллективное финансирование с каждым годом становится все популярнее.
Термином crowdfunding называют способ привлечения в проект денежных средств через участие большого количества людей. Дословно термин переводится с английского как «финансирование толпой» или «народное финансирование». Средства собирают онлайн через специальные площадки. Для стартапов это шанс привлечь деньги на развитие, не вкладываясь в рекламу, и возможность заявить о себе.
Первая площадка для коллективного сбора средств — Kickstarter — заработала в 2009 году в США. Спустя год в России появился сайт «С миру по нитке», однако он не завоевал большую популярность. Более известными стали российские площадки Planeta.ru и Boomstarter.ru, которые работают и в настоящий момент.
Для краудфандинга используют 3 основные схемы.
1. Выберите площадку и зарегистрируйтесь. Наибольшей популярностью в России пользуются Planeta.ru (для выплаты достаточно собрать более половины заявленной суммы) и Boomstarter.ru (нет жестких требований по сумме для выплаты и срокам сбора). Planeta подходит для творческих проектов, Boomstarter — для коммерческих.
2. Придумайте название проекта. Оно должно быть четким, понятным и содержательным. Избегайте в названии абстрактных формулировок и метафор. Сделайте акцент на конкретике. Например, если ваш проект связан с гейм-разработкой, укажите в названии слово «игра». По ключевым словам вас смогут найти потенциальные жертвователи.
3. Создайте подробное описание. Для этого определите целевую аудиторию, чтобы говорить с ней на одном языке. Если это молодежь — на легком разговорном, если представители бизнес-сообщества — на более деловом. Подойдите к описанию серьезно, поскольку от него во многом зависит коммерческий успех. Этот блок должен понятно рассказывать о пользе проекта и о том, почему человеку стоит его поддержать.
4. Поставьте финансовую цель. Сумма должна быть достижимой и обоснованной. Определите, сколько средств вам необходимо на развитие. Лучше указать сумму по нижней планке: так будет больше шансов собрать ее в полном объеме.
5. Определите сроки сбора. Не стоит растягивать мероприятие. Есть риск, что пользователь зайдет на сайт, увидит, что до завершения проекта еще несколько месяцев, решит сделать пожертвование позже и забудет о нем.
6. Оформите страницу. Профессиональные фотографии и видеообращение от создателя повышают шансы на успешный сбор. Хорошо работает качественная и продуманная инфографика.
7. Придумайте благодарность для пользователей. Пусть люди, которые отправляют вам деньги, получат что-то взамен: видеообращение с благодарностью, упоминание в титрах, небольшой сувенир с логотипом компании.
8. Заручитесь поддержкой. Обратитесь в тематические сообщества и к лидерам мнений (например, блогерам) за информационной поддержкой. Пусть они расскажут о вашем проекте, если он покажется им интересным. Так о стартапе узнает гораздо больше людей.