29 августа 2 минуты чтения #Бизнес

Что такое факторинг и как его использовать в бизнесе

Иллюстрация материала

Чтобы расширить клиентскую базу, предприниматели реализуют продукцию с отсрочкой платежа, то есть разрешают клиенту заплатить за нее позже. Но у этой схемы есть минус — после продажи бизнес не получает деньги, которые нужны для покупки новой партии или оплаты текущих расходов. Факторинг является альтернативой рассрочке: он помогает угодить клиенту и избежать трудностей с финансами.

Что такое факторинг

Услугой пользуются производители и поставщики, которые продают товары с отсрочкой платежа — например, с оплатой через несколько месяцев. Чтобы не ждать денег от клиента, предприниматели оформляют факторинг. В этом случае микрофинансовая организация или банк оплачивают счет вместо покупателя, взяв за это небольшой процент.

В сделке участвуют три стороны.

  1. Кредитор (поставщик) продает товар или оказывает услугу с отсрочкой платежа.
  2. Дебитор (клиент) приобретает продукцию.
  3. Фактор (банк) погашает задолженность дебитора.

Зачем факторинг нужен бизнесу

  • Устранение кассовых разрывов. Благодаря финансированию от банка у компании всегда есть деньги на обязательные расходы.
  • Увеличение оборота. Часто факторинг использует бизнес с сезонным спросом, вроде производителей купальников и сноубордов. Чтобы не упустить выгоду в период повышенного спроса, компания получает деньги от фактора и производит новую партию товара. Благодаря этому растут оборот и чистая прибыль.
  • Сотрудничество с оптовыми покупателями. Крупные компании и сетевые магазины часто работают с отсрочкой платежа, чтобы минимизировать риски. Они оплачивают счет, только когда реализуют часть товара. Для продавца такая схема работы может быть неудобной. Факторинг решает эту проблему и позволяет поставщику сотрудничать с крупными сетевыми ритейлерами.

Какие виды факторинга существуют

По распределению риска различают два вида услуги.

Факторинг с регрессом подразумевает, что если покупатель не оплатит счет, то ответственность будет нести продавец. То есть банк спишет с него сумму задолженности. Эту разновидность выгодно и безопасно использовать при работе с постоянными клиентами, деловыми партнерами и компаниями с собственной сетью покупателей.

При факторинге без регресса все риски ложатся на плечи фактора. Если покупатель не оплачивает счет, взыскивать долг с него будет банк. Продавца к этому процессу не привлекут.

Плюсы факторинга по сравнению с простым кредитом

Отсутствует залог или поручительство. При оформлении факторинга не нужно дополнительное обеспечение — залогом фактически является будущая выручка дебитора.

Более свободное использование средств. Полученные при факторинге деньги можно тратить на любые цели, в то время как кредит обычно выдается на конкретные нужды.

Удобство оформления. Для факторинга договор бессрочный, компании не приходится его постоянно пролонгировать и готовить под разных клиентов. У кредитного договора есть фиксированный срок.

Больше лимит финансирования. При факторинге он повышается по мере необходимости. Увеличить размер займа невозможно — он жестко фиксирован.

Удобство погашения. Платеж по факторингу можно совершить в день фактической оплаты покупателем. У кредита предусмотрен ежемесячный взнос в определенный день — его не получится передвинуть на другую дату без финансовых рисков.