13 декабря 3 минуты чтения #Бизнес

Роботизация в бизнесе: как проходила и почему некоторые компании разочаровались в этой идее

Иллюстрация материала

Еще несколько лет назад научно-популярные издания писали, что роботы полностью заменят сотрудников и оставят людей без работы. Но сейчас стало ясно, что идею масштабной роботизации не так легко воплотить. Компании все чаще стали отказываться от компьютеров-помощников, и для этого есть несколько причин.

Когда людей впервые стали заменять роботами

Только в 21 веке стало возможно исключить человека из процесса производства.

Первой эту идею протестировала компания Changying Precision Technology Company в китайском городе Дунгуань. В 2015 году она открыла полностью роботизированный завод: 650 сотрудников сократили, заменив их промышленными роботами для сборки мобильных телефонов. На фабрике осталось всего 60 сотрудников — инженеров, менеджеров и контролеров. В результате количество брака уменьшилось почти на 80 %, а эффективность труда выросла на 250 %.

В 2016 году еще один шаг в сторону роботизации совершила американская юридическая компания BakerHostletler. Она взяла в штат нового сотрудника — Росса Уотсона. Что особенно интересно, новым специалистом стал не человек, а робот ROSS на базе системы Watson от IBM. Он занимался процедурами банкротства и мог за несколько минут изучить дело клиента, найти соответствия в нормативных документах и выдать заключение.

Какие роботы успешно заменили реальных сотрудников

После удачных пилотных проектов в ряде профессий роботы стали успешно заменять людей. Так, медицинское подразделение Siemens — Siemens Healthcarе — привлекло искусственный интеллект для сбора генетических данных клиентов. Их используют для диагностики заболеваний: робот извлекает нужные данные и заносит результаты в Excel для составления отчетов.

А индийский банк ICICI использует более 750 роботов для обработки финансовых операций. В результате за два года количество транзакций выросло в два раза. Сейчас роботы отвечают на сообщения клиентов, проводят межбанковские операции, осуществляют обмен валюты и розничное кредитование.

В 2022 году помощников активно использовали в самых разных сферах: медицине, производстве, логистике, гостиничном бизнесе и автомобилестроении.

Какие роботы оказались неэффективными

В какой-то момент казалось, что тотальная роботизация не за горами. Но сейчас обозначился новый тренд: бизнес все чаще стал отказываться от роботов, потому что их внедрение приносит неоднозначные результаты и требует высоких затрат. Представители компаний сталкиваются с проблемами при масштабировании производства, им сложно управлять и контролировать роботов.

Эксперты выделяют несколько причин, почему компьютерные помощники оказываются неэффективными.

  • Их пытаются использовать тогда, когда бизнес еще не готов. Роботы эффективны, если бизнес-процессы четко регламентированы, а помощники действуют по инструкции. Когда же в процессах больше исключений, чем правил, искусственный интеллект может, наоборот, тормозить работу.
  • Роботы пока не способны решать сложные и творческие задачи. Такое под силу только людям.
  • Компьютеры с трудом обрабатывают неструктурированную информацию: они не способны самостоятельно извлекать данные из договоров, заявлений или резюме. Чтобы это было возможно, решение нужно дополнить технологиями обработки естественного языка. А это требует больших затрат.
  • За ПО машин нужно регулярно следить: обновлять, проверять на вирусы, добавлять новые программы — только тогда система будет работать слаженно.

Из-за большого количества ограничений многие компании начали избавляться от роботов. Так, американская логистическая фирма FedEx Corp планирует отказаться от робота-курьера Roxo. Он мог самостоятельно двигаться между автомобилями и пешеходами с помощью камер и переносить груз до 45 килограммов. Но в компании заявили, что робот не смог доказать свою ценность.

Американская компания Amazon также заявила о закрытии проекта по тестированию роботов-курьеров Amazon Scout. Мини-луноходы больше не будут доставлять еду, потому что «не отвечают ожиданиям клиентов».

Американский ресторан быстрого питания BurgerFi тоже отправляет робота-официанта Patty на заслуженный отдых. Несмотря на то, что он выполнял много рутинной работы, например, расставлял тарелки, решение оказалось слишком дорогим.