Многие сферы экономики, которые раньше были мало связаны с IT, становятся цифровыми: банкинг, образование, сельское хозяйство, промышленность. Для работы в этих областях сейчас нужны соответствующие специалисты: они должны разбираться в информационных технологиях и уметь с ними работать. Но система образования не всегда успевает подстроиться под нужды работодателей и цифровой экономики. Тогда компаниям приходится «выращивать» кадры самостоятельно.
У компаний есть 3 способа подготовки профильных специалистов под свои нужды:
У каждого способа есть свои способы воплощения, достоинства и ограничения. Компания может выбрать один из них или комбинировать несколько ― в зависимости от того, какой ресурс готова вложить в подготовку кадров.
Как организован процесс
Компания принимает на работу студента последних курсов и обеспечивает для него наставника. Тот проводит обучение непосредственно в ходе работы, постепенно усложняет задачи, следит за прогрессом и корректирует образовательную траекторию. За один или два года уровень молодого специалиста значительно возрастает, он становится полноценным самостоятельным сотрудником.
Достоинства
Ограничения
Как запустить обучение
Отобрать сотрудников, которые могут сыграть роль наставников, обсудить с ними перспективы дальнейшей работы.
Продумать систему тестовых заданий, которые нужно выполнить для отбора на стажировку, сформулировать критерии оценки. Лучше привлечь к этому процессу будущих наставников, так как они лучше представляют специфику своей работы.
Связаться с деканатом профильных факультетов и договориться о способах информирования студентов о стажировке.
Разместить рекламные объявления в студенческих группах профильных вузов.
Подготовить документы, чтобы официально оформить все дальнейшие взаимоотношения со стажерами.
Как организован процесс
Компания создает собственное образовательное подразделение, на базе которого школьники могут проходить обучение. Форматы разные: это могут быть уроки, которые включены в учебный план, или факультативные занятия. Например, «Росатом» или «Яндекс» создали свои собственные школы с углубленным изучением физики, информатики, программирования. Они не только проводят уроки, но и организуют локальные олимпиады, конференции. Лучших учеников приглашают на практику и вносят в перспективные HR-базы этих компаний.
Достоинства
Ограничения
Как запустить обучение
Связаться с дирекцией нескольких школ и определить возможные форматы взаимодействия.
Найти одного или нескольких преподавателей по профилю.
Подготовить учебную программу, согласовать ее с методистами школ, которые согласились на сотрудничество.
Как организован процесс
Существует достаточно широкая практика, когда производители оборудования размещают свои учебные стенды в вузах и готовят кадры на собственных установках. В этом случае после выпуска молодые специалисты уже знают все тонкости работы с приборами.
Другой вариант сотрудничества ― когда в качестве лектора приглашают практикующего специалиста из той или иной компании. Однако такой формат реализует лишь несколько передовых вузов страны.
Кроме того, студентам профильных колледжей и вузов часто предоставляется место для прохождения производственной практики с последующим трудоустройством.
Достоинства
Ограничения
Как запустить обучение
Связаться с деканатом профильных факультетов и договориться о способах прохождения производственной практики.
Разместить рекламные объявления о стажировке в студенческих группах профильных вузов.
Подготовить документы, чтобы вуз зачел практику студента в компании.
Как организован процесс
Компания создает собственный учебный центр или целую сеть таких учебных заведений. Передовые специалисты проводят там мастер-классы, вебинары, очные теоретические занятия. По итогам экзаменов слушатели получают сертификат о повышении квалификации, а лучшим студентам предлагают трудоустройство.
Достоинства
Ограничения
Как запустить обучение
Отобрать сотрудников, которые готовы стать преподавателями в учебном центре.
Продумать образовательную программу. Создать учебный план и согласовать структуру уроков, методические материалы.
Выделить пространство и материалы для офлайн-занятий, подготовить студию для вебинаров.
По согласованию с администраторами разместить рекламу в тематических группах и на форумах. При этом выбирать те, где чаще всего общаются специалисты, которые работают по профилю компании.