19 января 5 минут чтения #Бизнес

Как компаниям самостоятельно готовить инженерные кадры в условиях развития цифровой экономики

Иллюстрация материала

Многие сферы экономики, которые раньше были мало связаны с IT, становятся цифровыми: банкинг, образование, сельское хозяйство, промышленность. Для работы в этих областях сейчас нужны соответствующие специалисты: они должны разбираться в информационных технологиях и уметь с ними работать. Но система образования не всегда успевает подстроиться под нужды работодателей и цифровой экономики. Тогда компаниям приходится «выращивать» кадры самостоятельно.

У компаний есть 3 способа подготовки профильных специалистов под свои нужды:

  • обучение выпускников прямо на предприятии,
  • интеграция в программу профильных школ, колледжей, вузов,
  • повышение квалификации у давно работающих сотрудников.

У каждого способа есть свои способы воплощения, достоинства и ограничения. Компания может выбрать один из них или комбинировать несколько ― в зависимости от того, какой ресурс готова вложить в подготовку кадров.

Обучение в компании

Как организован процесс

Компания принимает на работу студента последних курсов и обеспечивает для него наставника. Тот проводит обучение непосредственно в ходе работы, постепенно усложняет задачи, следит за прогрессом и корректирует образовательную траекторию. За один или два года уровень молодого специалиста значительно возрастает, он становится полноценным самостоятельным сотрудником.

Достоинства

  • Молодой специалист полностью погружен в процессы компании, у него налажено взаимодействие с коллегами, большую часть вопросов способен решить своими силами.
  • Сотрудник лоялен и настроен на развитие внутри предприятия, зачастую меньше склонен к поискам работы в других местах.
  • Если компания заключает контракт на обязательную отработку после обучения, HR-служба может точнее планировать кадровые перестановки и лучше выстраивать процессы найма.

Ограничения

  • Подход требует от компании больших ресурсов: время опытного сотрудника тратится не на работу, а на обучение.
  • Чтобы сохранить мотивацию наставника, потребуются дополнительные вложения: повышение заработной платы или введение других форм компенсации затраченного времени и усилий.
  • Способ подходит только для подготовки действительно редких и «дорогих» специалистов, в противном случае он нерентабелен.
  • Издержки можно сократить, если наставник взаимодействует не с одним стажером, а с группой, но в этом случае эффективность образования может уменьшаться.

Как запустить обучение

  1. Отобрать сотрудников, которые могут сыграть роль наставников, обсудить с ними перспективы дальнейшей работы.

  2. Продумать систему тестовых заданий, которые нужно выполнить для отбора на стажировку, сформулировать критерии оценки. Лучше привлечь к этому процессу будущих наставников, так как они лучше представляют специфику своей работы.

  3. Связаться с деканатом профильных факультетов и договориться о способах информирования студентов о стажировке.

  4. Разместить рекламные объявления в студенческих группах профильных вузов.

  5. Подготовить документы, чтобы официально оформить все дальнейшие взаимоотношения со стажерами.

Интеграция в программу школ

Как организован процесс

Компания создает собственное образовательное подразделение, на базе которого школьники могут проходить обучение. Форматы разные: это могут быть уроки, которые включены в учебный план, или факультативные занятия. Например, «Росатом» или «Яндекс» создали свои собственные школы с углубленным изучением физики, информатики, программирования. Они не только проводят уроки, но и организуют локальные олимпиады, конференции. Лучших учеников приглашают на практику и вносят в перспективные HR-базы этих компаний.

Достоинства

  • Подобное обучение ― часть программы профориентации, когда ребенок не просто определяется со сферой деятельности, но и выбирает конкретную компанию, где в дальнейшем хочет работать.
  • Среди ожиданий работодателя ― потенциально более высокая осознанность будущих специалистов.
  • Знакомство с наиболее заинтересованными и способными детьми, отслеживание их образовательной траектории с последующим наймом после окончания вуза.

Ограничения

  • Программа современных школ насыщенная и разнообразная. Не все ученики могут выделить время еще на один факультатив.
  • Любую новую программу нужно соотнести с существующими учебными планами и администрацией учебного заведения.
  • Найти хорошего преподавателя сложно. Для некоторых занятий можно привлекать сотрудников компании, однако школьный образовательный процесс достаточно специфичен, и для работы на постоянной основе нужен человек с педагогическим образованием и навыками методиста.
  • В рамках школьной программы можно дать лишь основы профессии, в дальнейшем все равно потребуется длительное обучение всем нюансам мастерства. А полученные знания позже придется актуализировать.
  • Даже ученики профильных классов не всегда уверены в выборе будущей профессии. Велик риск того, что компания так и не получит в будущем пользу в виде заинтересованных кадров.

Как запустить обучение

  1. Связаться с дирекцией нескольких школ и определить возможные форматы взаимодействия.

  2. Найти одного или нескольких преподавателей по профилю.

  3. Подготовить учебную программу, согласовать ее с методистами школ, которые согласились на сотрудничество.

Интеграция в программу колледжей и вузов

Как организован процесс

Существует достаточно широкая практика, когда производители оборудования размещают свои учебные стенды в вузах и готовят кадры на собственных установках. В этом случае после выпуска молодые специалисты уже знают все тонкости работы с приборами.

Другой вариант сотрудничества ― когда в качестве лектора приглашают практикующего специалиста из той или иной компании. Однако такой формат реализует лишь несколько передовых вузов страны.

Кроме того, студентам профильных колледжей и вузов часто предоставляется место для прохождения производственной практики с последующим трудоустройством.

Достоинства

  • Внедрение стандартов работы компании как эталонных на этапе обучения.
  • Снижение затрат на онбординг сотрудников: после стажировки они имеют представление о том, как организованы все процессы.
  • Возможность найма лучших студентов. Их последующая высокая лояльность к компании.
  • Пополнение HR-базы наиболее перспективными кандидатами.

Ограничения

  • Оснастить собственным оборудованием даже одно учебное заведение могут только достаточно крупные предприятия.
  • Чтобы включиться в согласованные программы обучения, потребуются переговоры с руководством учебных заведений. Часто их позиция достаточно консервативна.
  • Практика в компании требует ресурсов: нужен куратор, который будет ставить задачи, принимать их, вносить корректировки.

Как запустить обучение

  1. Связаться с деканатом профильных факультетов и договориться о способах прохождения производственной практики.

  2. Разместить рекламные объявления о стажировке в студенческих группах профильных вузов.

  3. Подготовить документы, чтобы вуз зачел практику студента в компании.

Курсы повышения квалификации

Как организован процесс

Компания создает собственный учебный центр или целую сеть таких учебных заведений. Передовые специалисты проводят там мастер-классы, вебинары, очные теоретические занятия. По итогам экзаменов слушатели получают сертификат о повышении квалификации, а лучшим студентам предлагают трудоустройство.

Достоинства

  • Компания может самостоятельно выстраивать учебный план. В результате она получит выпускников, которые работают по тем же стандартам, что приняты на предприятии.
  • Специалисты проходят обучение не с «нуля», у них уже есть определенный опыт и знания. Даже если человек кардинально меняет сферу деятельности, у него уже наработаны определенные soft-skills.
  • Для выпускников курсов характерна высокая осознанность при трудоустройстве.
  • Сотрудники, отобранные по результатам повышения квалификации, представляют собой готовую «боевую единицу», они могут самостоятельно решать достаточно сложные задачи и требуют минимального времени на онбординг.

Ограничения

  • Организации нужно потратить ресурсы на оснащение учебных центров, создание программ, поиск преподавателей из числа сотрудников.
  • Придется вложиться в рекламу: людям нужно рассказать о том, что у компании есть курсы повышения квалификации. В условиях высокой конкуренции образовательных программ это может стоить дорого.
  • Увеличить популярность курсов помогает свидетельство государственного образца, но для его получения придется пройти многоступенчатую аккредитацию.

Как запустить обучение

  1. Отобрать сотрудников, которые готовы стать преподавателями в учебном центре.

  2. Продумать образовательную программу. Создать учебный план и согласовать структуру уроков, методические материалы.

  3. Выделить пространство и материалы для офлайн-занятий, подготовить студию для вебинаров.

  4. По согласованию с администраторами разместить рекламу в тематических группах и на форумах. При этом выбирать те, где чаще всего общаются специалисты, которые работают по профилю компании.