Инвестору и предпринимателю полезно знать, окупится стартап или не стоит вкладывать в него деньги. А еще бывает важно определить, насколько эффективен бизнес и пришло ли время для масштабирования. Ответить на эти вопросы помогает юнит-экономика. Рассказываем, что это такое и какие параметры нужны для оценки работы компании.
«Юнит» — то, что приносит компании доход. Это может быть курс по программированию, клининговые услуги или выпечка. Для разных бизнес-моделей выделяют 2 модели юнитов, каждая из которых подходит и для офлайн-, и для онлайн-бизнеса.
Юнит-экономика — методика, которая определяет разницу между прибылью компании с одного юнита и расходами на него. Расчеты проще применять в онлайн-бизнесе, так как все показатели можно оцифровать. В офлайн-бизнесе нужно учитывать большее количество данных, поэтому в этом случае лучше подойдет финансовое моделирование.
Методика часто используется в стартапах, но расчеты можно и нужно проводить и после запуска. Сначала это помогает прогнозировать продажи, а затем — отследить работу на практике и выяснить, какие есть проблемы.
1. Определите юнит.
Нужно отнести юнит к одной из двух моделей. Если компания продает много продуктов или услуг разных видов, можно объединить их в категории — например, холодильники, телевизоры и т. д. в магазине бытовой техники.
Иногда лучше считать за юнит клиента, даже если компания что-то производит. Тогда единицей измерения станет не телевизор, а человек, который его купил. В этом случае проще отследить обстоятельства продажи и изменить их, если понадобится. Например, усилить рекламную кампанию или увеличить ассортимент.
2. Посчитайте затраты на привлечение или создание юнита.
В юнит-экономике учитываются только переменные затраты — те, которые зависят от объема производства и продаж. К переменным затратам обычно относят:
Если в качестве юнита используется клиент, необходимо узнать, сколько стоило привлечь 1 клиента (САС). Для этого нужно поделить все расходы на рекламу на число клиентов за расчетный период (обычно месяц). Рекламные каналы лучше считать по отдельности, чтобы оценивать их эффективность.
Важно анализировать все переменные затраты для 1 юнита, чтобы увидеть реальную ситуацию в бизнесе. Кроме того, необходимо учитывать конкретную сферу и компанию, потому что затраты могут переходить из одной категории в другую. Например, аренду обычно относят к постоянным затратам. Но если бизнес планируется развивать, понадобятся новые помещения, и тогда это будут уже переменные затраты.
3. Посчитайте прибыль, которую принес юнит.
LTV = средний чек х количество покупок на 1 юнит х средний срок взаимодействия с юнитом.
Последний показатель формулы можно взять из CRM или сервисов сквозной аналитики.
4. Сделайте выводы.