23 января 4 минуты чтения #Бизнес

Что такое автоматизированная биллинговая система и каким видам бизнеса она нужна

Иллюстрация материала

Несмотря на то, что технология автоматизированных расчетов между поставщиками и потребителями услуг существует очень давно и постоянно совершенствуется, многие компании все еще обрабатывают большую часть счетов-фактур вручную, используя для этого различные электронные таблицы. Такой подход требует большого участия человека. Биллинговая система может автоматизировать процесс выставления счетов и другие бэк-офисные задачи, упростить схему взаиморасчетов и сократить количество просроченных платежей.

Что такое автоматизированная биллинговая система

Биллинг — автоматизированная система расчетов (АСР) — это комплексное программное решение, которое формирует счета, стандартизирует процесс их оплаты и приема платежей. Помимо основной задачи, биллинговая система обеспечивает финансовый мониторинг, управление рисками и глубокую аналитику — доступ к детальной статистике по транзакциям, обзор повторяющихся доходов, бизнес-данных и отчетов.

Например, там можно детально посмотреть поступающую выручку или операционную информацию о клиентах — какие продукты и услуги подключены, какие тарифы, есть ли ограничения, изучить платежную историю.

Хорошо подобранная под задачи конкретного бизнеса, биллинговая система поможет не только уменьшить количество ошибок за счет автоматизации рутинных задач, но и повысить производительность труда в целом.

Какими характеристиками должна обладать современная биллинговая система

Список необходимых характеристик варьируется в зависимости от размера компании, отрасли, услуг и многих других параметров. Например, поставщики телекоммуникационных услуг из-за своего типа клиентов и различий в тарифах нуждаются в сложном комплексном ПО. А предприятиям ТЭК и ЖКХ требуются такие функции, как бесшовная интеграция с «умными» приборами учета для выставления счетов за коммунальные услуги.

Стоит обратить внимание на наличие ключевых характеристик.

Безопасность данных — система должна использовать надежное шифрование и средства обнаружения мошенничества, иметь модуль резервного копирования. Вход в систему должен происходить через многофакторную аутентификацию.

Простой, интуитивно понятный интерфейс — использование системы сотрудниками не должно предполагать долгого обучения.

Удобство использования — важно, чтобы система отвечала всем вашим бизнес-потребностями и в ней было легко ориентироваться.

Каким видам бизнеса нужна биллинговая система

Функции биллинга полезны любому бизнесу, который обслуживает потоки потребителей и предоставляет услуги по системе тарификации. Очевидно, что лидируют тут телекоммуникационные компании, провайдеры мобильной связи и интернета. Также биллинг необходим поставщикам энергоресурсов и коммунальных услуг. Например, квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг формируется в биллинговой системе. Страховые компании используют биллинг для управления подписками, учета медицинских полисов и взаимодействия по страховым случаям с медицинскими учреждениями. А медицинские клиники — для взаиморасчетов с пациентами.

Внедрение биллинга

Если вы решили внедрить биллинговую систему, у вас есть несколько вариантов реализации задуманного.

  • Купить готовое решение.
  • Заказать индивидуальную разработку.
  • Создать собственную систему.
  • Арендовать ПО (модель SaaS — soft as a service).

При этом любая биллинговая система будет содержать обязательный набор необходимых базовых функций: обработка и отслеживание платежей, мониторинг кредиторской и дебиторской задолженности, предоставление статистики.

Готовое решение

Преимущества

  • Большой выбор готовых решений на рынке.
  • Типовое решение обойдется дешевле разработанного по индивидуальному проекту.

Ограничения

  • Как правило, готовое решение — это набор стандартных функций выставления шаблонных счетов и инструментов отчетности, без возможности добавления уникальных функций под ваши нетиповые задачи.
  • Отсутствие обучения и настройки под себя.
  • Не подойдет, если у вас сложная система тарифов, скидок и сборов.

Разработка индивидуального решения у подрядчиков

Преимущества

  • Разработка ПО осуществляется с учетом ваших конкретных бизнес-задач.
  • Расширенная функциональность позволяет настраивать рабочие процессы под разные сценарии использования.
  • Гибкая системная интеграция, которая не зависит от сложности ваших бизнес-процессов.
  • Высокая масштабируемость позволяет в любой момент расширить набор функций за счет модульной архитектуры.

Ограничения

  • Сроки реализации такого решения, конечно, больше, чем установки готового ПО. Стоит учесть, что потребуется время не только на разработку, но и на подготовку технического задания и тестирование.
  • Высокая стоимость, не все компании могут себе это позволить.

Аренда программного обеспечения

Преимущества

  • Отсутствие затрат на дорогостоящее оборудование.
  • Возможность собрать систему только из нужных модулей.
  • Экономия времени — можно подключить услугу и начать использование сервиса в короткие сроки.
  • Не нужно вкладывать сразу крупную сумму в проект внедрения, решение отлично подходит для стартапов и небольших компаний.

Ограничения

  • Арендованное ПО оказывается за пределами ИТ-инфраструктуры компании, следовательно, труднее контролировать качество сервиса и управлять им.
  • При технических сбоях и неполадках иногда приходится выяснять, на чьей стороне ошибка: провайдера услуги или компании. Это может занимать много времени и тормозить бизнес-процессы.

Собственная разработка

Преимущества

  • Если компания имеет необходимые ресурсы на разработку, цена подготовки собственного решения будет ниже стоимости коммерческого.
  • Обслуживать и модернизировать «домашнюю» систему проще и дешевле.

Ограничения

  • Требуется наличие квалифицированного кадрового персонала в штате компании.
  • Компании нужно самостоятельно изучить и учесть все нюансы законодательства. Например, любая биллинговая система должна пройти процедуру обязательной сертификации, требования к таким продуктам строго регламентированы.
  • Задачи по разработке не закончатся через несколько месяцев и система постоянно будет нуждаться в технической поддержке, обновлении, создании новых модулей и надстройках. Придется создать целый отдел для ее обслуживания.