Несмотря на то, что технология автоматизированных расчетов между поставщиками и потребителями услуг существует очень давно и постоянно совершенствуется, многие компании все еще обрабатывают большую часть счетов-фактур вручную, используя для этого различные электронные таблицы. Такой подход требует большого участия человека. Биллинговая система может автоматизировать процесс выставления счетов и другие бэк-офисные задачи, упростить схему взаиморасчетов и сократить количество просроченных платежей.
Биллинг — автоматизированная система расчетов (АСР) — это комплексное программное решение, которое формирует счета, стандартизирует процесс их оплаты и приема платежей. Помимо основной задачи, биллинговая система обеспечивает финансовый мониторинг, управление рисками и глубокую аналитику — доступ к детальной статистике по транзакциям, обзор повторяющихся доходов, бизнес-данных и отчетов.
Например, там можно детально посмотреть поступающую выручку или операционную информацию о клиентах — какие продукты и услуги подключены, какие тарифы, есть ли ограничения, изучить платежную историю.
Хорошо подобранная под задачи конкретного бизнеса, биллинговая система поможет не только уменьшить количество ошибок за счет автоматизации рутинных задач, но и повысить производительность труда в целом.
Список необходимых характеристик варьируется в зависимости от размера компании, отрасли, услуг и многих других параметров. Например, поставщики телекоммуникационных услуг из-за своего типа клиентов и различий в тарифах нуждаются в сложном комплексном ПО. А предприятиям ТЭК и ЖКХ требуются такие функции, как бесшовная интеграция с «умными» приборами учета для выставления счетов за коммунальные услуги.
Стоит обратить внимание на наличие ключевых характеристик.
Безопасность данных — система должна использовать надежное шифрование и средства обнаружения мошенничества, иметь модуль резервного копирования. Вход в систему должен происходить через многофакторную аутентификацию.
Простой, интуитивно понятный интерфейс — использование системы сотрудниками не должно предполагать долгого обучения.
Удобство использования — важно, чтобы система отвечала всем вашим бизнес-потребностями и в ней было легко ориентироваться.
Функции биллинга полезны любому бизнесу, который обслуживает потоки потребителей и предоставляет услуги по системе тарификации. Очевидно, что лидируют тут телекоммуникационные компании, провайдеры мобильной связи и интернета. Также биллинг необходим поставщикам энергоресурсов и коммунальных услуг. Например, квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг формируется в биллинговой системе. Страховые компании используют биллинг для управления подписками, учета медицинских полисов и взаимодействия по страховым случаям с медицинскими учреждениями. А медицинские клиники — для взаиморасчетов с пациентами.
Если вы решили внедрить биллинговую систему, у вас есть несколько вариантов реализации задуманного.
При этом любая биллинговая система будет содержать обязательный набор необходимых базовых функций: обработка и отслеживание платежей, мониторинг кредиторской и дебиторской задолженности, предоставление статистики.
Преимущества
Ограничения
Преимущества
Ограничения
Преимущества
Ограничения
Преимущества
Ограничения