9 февраля 3 минуты чтения #Образование

Какие формы дистанционного обучения бывают и как выбрать онлайн-школу для ребенка

Иллюстрация материала

В последние годы онлайн-образование набрало большую популярность. Несмотря на очевидные плюсы, не все понимают, как вписать его в классическое представление об учебе. В статье рассказываем, как дистанционное образование регулируется законом, какие формы обучения бывают и на что обратить внимание при выборе онлайн-школы для ребенка.

Как закон регулирует дистанционное образование

Дистанционное обучение (ДО) — процесс получения знаний на расстоянии, с использованием интернета или интерактивных технологий. Ключевой особенностью являются сохранение компонентов учебного процесса. Дистанционное обучение не равно домашнему: важный критерий последнего — индивидуальный учебный план. При ДО это возможно не всегда.

Дистанционное образование регулирует, в первую очередь, Конституция РФ. В ней говорится, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Второй важный регулятор — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Некоторые его статьи определяют условия организации ДО. Например, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных» регламентируют защиту данных, которые передаются ученикам, и личных сведений об учащихся.

Кроме федеральных законов есть локальные приказы и другие нормативные документы. Они формулируют правила использования дистанционных образовательных технологий.

После ДО можно получить аттестат государственного образца. Его выдают онлайн-школы, которые имеют государственную аккредитацию и обучают по федеральным программам среднего образования. Еще один документ — сертификат. В отличие от аттестата, он не является документом об образовании, а лишь подтверждает участие в короткой учебной программе. Также во время обучения можно создать электронное портфолио. Это сборник выполненных работ и достижений в цифровом виде.

Формы дистанционного образования для школьников

Видео- и аудиоконференции. Учитель рассказывает материал в режиме реального времени, общение проходит в формате диалога по видео- или аудиосвязи.

Вебинары. Преподаватель также читает лекцию онлайн, но в виде монолога. Связь с ним поддерживается в чате, где слушатели могут письменно задать вопросы.

Занятия на интерактивной платформе. Проходят на площадке, где собраны различные материалы: видеолекции, гайды, чек-листы, статьи, тесты.

Индивидуальные консультации. Напоминают домашнее обучение или репетиторство через интернет. Встречи персонализированы и обычно длятся дольше, чем конференция и вебинар. Поэтому материал можно лучше усвоить.

Интерактивные виды взаимодействия: симуляторы и тренажеры. Формат предполагает активное участие учеников и помогает отработать навыки без использования реального и сложного оборудования.

Геймификация. Способ обучения через игру. Отлично подходит для ребенка до 7 лет, но и после этого возраста метод позволяет сохранять высокий интерес и мотивацию к занятиям.

Скринкасты. Это запись с экрана компьютера, на которой учитель показывает свои действия и поясняет их. Подходит для изучения тем, где важно подробное и последовательное объяснение: например, в программировании или дизайне.

Как выбрать онлайн-школу

Узнать о разных вариантах дистанционного обучения. Для погружения в некоторые науки полезны особые формы, например, стимуляторы в робототехнике. Также стоит узнать, имеет ли онлайн-школа свою платформу или использует стороннюю. Часто на собственном портале можно реализовать больше различных форматов взаимодействия с учениками, а универсальные площадки обычно имеют более ограниченный функционал.

Сравнить время, которое выделяют для индивидуальной работы с каждым учеником. Персональное общение помогает установить контакт со студентами, увидеть их зоны развития и отследить прогресс. Поэтому важно, чтобы кроме групповой работы присутствовала индивидуальная.

Посмотреть, как организовано взаимодействие с родителями: есть ли консультации, встречи с педагогами, родительские собрания. Эти мероприятия помогают следить за успеваемостью ребенка, оценить компетенцию учителя и его вовлеченность в процесс.

Исследовать учебные планы и их соответствие образовательным стандартам. Важно, чтобы школы обучали по ФГОС — федеральным государственным образовательным стандартам. Это свод критериев, которые предъявляются к образованию в стране.

Посмотреть, какие документы выдают по результатам. Если вы ищете серьезное дополнение к обычной школе, нужно узнать, получит ли ребенок аттестат. В других случаях достаточно сертификата или портфолио.

Узнать о педсоставе. Учителя должны не только глубоко погружаться в предмет сами, но и уметь заинтересовать им. Это особенно важно в случае дистанционного обучения, когда способы мотивации детей ограничены. Важно, чтобы у преподавателей был педагогический диплом. Это значит, что у них есть представление об основных методических понятиях и о том, как работать с классом.

Посмотреть отзывы, познакомиться с другими родителями. Учебная платформа может работать с перебоями, программа — отличаться от заявленной, а учителя — стремиться пораньше закончить урок. Поэтому важно личное мнение клиентов школы, полезно также прочитать отзывы родителей на независимых платформах.