Нам часто звонят мошенники, чтобы склонить к покупке продуктов или заполучить конфиденциальную информацию. Такие диалоги не только раздражают, но и несут угрозу — например, если преступники узнают данные банковских карт. Рассказываем, как защититься от подобных звонков и спама.
Некоторые абоненты не отвечают, когда им звонят с незнакомых номеров, или блокируют контакт сразу после диалога с мошенником. Такие действия незначительно снижают количество звонков, но не избавляют от них полностью.
Если номер абонента уже попал в украденную базу данных, то спам-звонки продолжатся, потому что список телефонов будет многократно перепродаваться и попадать от одних мошенников к другим.
Вычислить мошенника можно, когда на телефон только поступает входящий звонок. Для этого нужно установить приложение с автоматическим определителем номера. Такие программы содержат базу телефонных номеров, с которых звонят мошенники и спамеры. Ее регулярно обновляют сами пользователи или разработчики.
Если абоненту позвонят с подозрительного номера, появится уведомление «Спам», «Мошенники», «Робот» и т. д. При звонке из реальной компании рядом с номером появится ее название и вид деятельности — например, «Доставка».
Самые популярные автоматические определители номера: Call Blocker, Truecaller, Who Calls, «Не звони мне», «Яндекс — с Алисой».
Чтобы не тратить время на разговоры, можно установить приложение с персональным помощником. Такие приложения записывают звонки — потом их можно прослушать или прочитать расшифровку.
Далеко не все сервисы с голосовыми ассистентами безопасны. Они могут собирать личные данные пользователя (историю звонков, телефонные номера родственников и друзей, адреса электронной почты) и передавать их третьим лицам. Так информация может попасть к мошенникам. Внимательно читайте отзывы перед установкой.
Самые популярные голосовые ассистенты: «Автоответчик: REC», «Тинькофф» с телефонным секретарем Олегом, «Яндекс — с Алисой», RCALL.