15 сентября 5 минут чтения #Развлечения

Первые онлайн-игры. Какими они были?

Иллюстрация материала

Многие из нас любят онлайн-игры. Кто-то прокачивает персонажей в RPG, кто-то предпочитает танки и самолеты, а кому-то нравятся исключительно шутеры от первого лица. А когда-то сетевые игры не могли похвастаться ни сложным геймплеем, ни реалистичной графикой…

Начало пути

До появления первых онлайн-игр, требующих постоянного подключения к Интернету, на протяжении многих лет развивались сетевые игры. Пользователи периодически обменивались данными в своей компьютерной сети, выполняя определенные действия в игре. Из-за особенностей развития компьютерных сетей в 1970-е и 1980-е годы многие сетевые игры были пошаговыми. Сначала они не выходили за пределы университетов, а потом становились более сложными и глобальными. Пожалуй, первой сетевой многопользовательской игрой можно назвать космическую «стрелялку» 1973 года Empire, которую разработал Джон Далеск для компьютерной системы PLATO. В Empire могли играть до восьми человек: можно было управлять космическими кораблями, производить и продавать товары, а также покупать новые звездолеты.

В том же году появилась первая игра с видом от первого лица: Maze War. Суть игры крайне проста: игроки ходят по лабиринту и могут стрелять друг в друга. За убийство соперника начисляются очки, а если соперник подстрелил тебя – очки снимаются. Несмотря на простоту, игра стала очень популярной. Изначально Maze War создавалась для компьютеров Imlac PDS-1, но затем игра была портирована на Mac, Xerox Star, NeXT Computer – разнообразные ремейки этой игры выпускались даже в 1990-х годах для первых версий Linux и Windows.

Специально для геймеров Ростелеком разработал тариф «Игровой»: с высокой скоростью соединения, прямым подключением к игровым серверам и уникальными игровыми бонусами.

В 1979 году появилась первая сетевая текстовая игра – Multi-User Dungeon. Игроки взаимодействовали друг с другом, вводя текстовые команды. Несмотря на полное отсутствие графики, эта игра была гораздо сложнее и разнообразнее первых псевдографических игр. Впервые в компьютерной игре появился сюжет и намеки на развитие героя. Можно считать Multi-User Dungeon предтечей всех многопользовательских RPG.

К концу 1970-х годов уже существовало несколько сетевых игр, весьма популярных среди пионеров IT-индустрии. Однако из-за крайне ограниченной доступности компьютерных сетей в это время гораздо активнее развивались однопользовательские игры. Настоящий расцвет сетевых игр начался несколько позже, во второй половине 1980-х годов.

Первые коммерческие сетевые игры

К началу 1980-х годов домашние компьютеры стали активно продаваться в США, Японии, Великобритании. Вышли такие легендарные персональные компьютеры, как Apple II, Atari 400, а чуть позже – Commodore 64 и ZX Spectrum. Активно развивались самые разнообразные однопользовательские игры, продавались игровые приставки и аркадные автоматы. К 1983 году рынок США уже был наводнен десятками моделей игровых систем. При этом начали выпускать десятки слабых игр, созданных новичками игровой индустрии в погоне за рублем (вернее, долларом). При этом игровые приставки и автоматы начали существенно проигрывать персональным компьютерам, которые становились все дешевле и мощнее. В результате объем мирового рынка компьютерных игр сократился в 1985 году всего до 100 миллионов долларов. Стало понятно – необходимо какое-то радикальное обновление индустрии. И наиболее смелые разработчики обратили внимание на немного подзабытые сетевые игры.

В 1984 году была создана система доменных имен, позволившая вводить простые и понятные имена доменов вместо IP-адресов. Одновременно с этим компьютерные сети начали выходить из стен университетов и исследовательских центров. Все это поспособствовало созданию первых коммерческих сетевых игр.

В 1985 году появилась первая коммерческая текстовая игра Island of Kesmai. Играть в нее могли до ста человек, час игры стоил 10 долларов США.

А через год появилась бета-версия игры Habitat, «бабушки» The Sims. В игре Habitat, имевшей передовую цветную графику, пользователь мог покупать вещи, жить в доме или квартире, общаться с другими игроками. Игровой мир состоял из отдельных сцен, которых было около двадцати тысяч, – невиданная сложность для середины 80-х годов. Именно игровое разнообразие позволило стать игре Habitat очень популярной.

К началу 1988 года более тридцати тысяч компьютеров в мире были подключены к глобальным компьютерным сетям. В этом году появилась первая коммерческая сетевая игра для компьютера Commodore 64 (домашний компьютер с 64 КБ оперативной памяти) – Club Caribe. Она была похожа на Habitat и представляла собой симулятор.

Также в конце 1980-х годов стала набирать популярность сеть FidoNet, в которой быстро появлялись любительские текстовые игры и создана система обмена сообщениями IRC, распространение которой привело к появлению онлайн-чатов. Разумеется, и в первых чатах посетители тоже играли сами и разрабатывали первых чат-ботов, развлекавших пользователей. Кроме того, к концу 1980-х годов произошли значительные изменения на рынке ПК: компьютеры Commodore стали терять популярность, а IBM PC-совместимые компьютеры проникли в десятки стран мира (в том числе в СССР). При этом самая популярная операционная система MS-DOS к концу 1988 года обзавелась полной поддержкой видеоинтерфейса VGA (максимальное разрешение – 640х480 пикселей), что открыло небывалые возможности для разработчиков игр.

Появление современного Интернета. От DOS к Windows

В начале 1990-х годов произошла настоящая революция: был утвержден протокол HTTP, создан язык HTML и первый браузер – словом, появился Интернет в том виде, в котором мы его знаем. Разумеется, игровая индустрия отреагировала на технический прогресс. В 1991 году появилась первая графическая RPG – Neverwinter Nights.

А уже через полтора года на свет появляется шедевр игровой индустрии – шутер от первого лица Doom. Эта игра не только стала хитом продаж, но и сделала «стрелялки» по-настоящему трехмерными. Финальная версия первой части Doom появилась в 1995 году – она поддерживала как однопользовательский режим, так и игру по Сети. К 1994-1995 годам стали появляться и первые браузерные онлайн-игры.

В августе 1995 года вышла Windows 95 – операционная система от Microsoft, обладавшая довольно продвинутым графическим интерфейсом. Для новой операционной системы выходили самые разнообразные игры, причем однопользовательские игры все чаще оснащались поддержкой игры по локальной сети и в Интернете.

К середине 1990-х годов мир онлайн-игр приобрел уже вполне узнаваемые очертания. Появились разнообразные сетевые шутеры, RPG, браузерные онлайн-игры, многопользовательские квесты и т.д.

А в 1997 году вышла первая массовая онлайн-RPG – Ultima Online. К 1998 году число игроков достигло ста тысяч человек. Игра отличалась практически неограниченными возможностями развития персонажа и сложной внутриигровой экономикой.

Уже через полгода после первого релиза игры серверы Ultima Online появились в Европе и Восточной Азии. Также в 1998 году выходит первая часть Lineage и появляются первые трехмерные онлайн-игры. Фактически 20 лет назад закончился «доисторический» этап развития сетевых и онлайн-игр: приближалось третье тысячелетие, а вместе с ним в нашу жизнь постепенно входили высокоскоростной Интернет и онлайн-игры с реалистичной графикой. Эпоха изометрических проекций и монофонических мелодий ушла в прошлое, но все мы благодарны первопроходцам игровой индустрии: пусть их творения сейчас выглядят не так впечатляюще, но без этих игр не было бы нынешних, гораздо более совершенных онлайн-шутеров, стратегий, RPG.