Говоря о трендах, важно помнить: у диджитал-маркетинга есть системные принципы, которые мало меняются из года в год. Бренд создает тот или иной контент, продвигает его, получает подписчиков или лиды, а затем конвертирует их в продажи. Однако тренды можно интегрировать в существующую систему, чтобы сделать продвижение более эффективным.
Администраторы некоторых рекламных сетей анонсируют внедрение умных помощников для таргетологов и контекстологов. Они смогут самостоятельно анализировать результаты, подбирать аудитории и ключевые слова, управлять ставками в режиме реального времени. Постепенно алгоритмы будут совершенствоваться, и запуск рекламы станет более быстрым и эффективным.
Кроме того, нейросети уже сейчас привлекают для A/B-тестов. С помощью программ можно оперативно создать десятки креативов: картинок и текстовых блоков, а затем — выявить наиболее успешные. На генерацию такого количества объявлений раньше уходили недели работы дизайнеров и копирайтеров. Сейчас можно достаточно быстро выделить самые перспективные объявления, усовершенствовать их и провести более тонкую настройку, чтобы результаты были еще лучше. Специалисты работают не над всем пулом материалов, а точечно дорабатывают конкретный контент.
Маркетологи все чаще отдают предпочтение тем данным о клиентах, которые собрали сами. Конечно, аудитории из социальных сетей или поисковых систем тоже используют для рекламы, но кейсы последних лет показывают ненадежность таких источников. Соцсети и поисковики могут внезапно прекратить работу, да и алгоритмы сбора аудитории в них не всегда прозрачны.
Поэтому компании стараются собирать информацию о своих клиентах, чтобы в дальнейшем использовать ее для более адресных и релевантных предложений. К таким сведениям обычно относят ФИО, почту, номер телефона, историю заказов. Разумеется, подобные данные должны быть надежно защищены. Поэтому и возрастает популярность качественных виртуальных хранилищ и центров обработки данных.
Большинство социальных сетей завели и активно продвигают формат историй: например, они есть и пользуются популярностью в YouTube и «ВКонтакте», в скором времени ожидается их появление и в Telegram. Это не случайно. Пользователям нравится получать максимум информации за минимальное время, и короткие видео в данном случае незаменимы.
Подобный формат использует бизнес из разных областей: рестораны, кондитеры, мастерские по реставрации книг и картин, фитнес-клубы, автосервисы и другие индивидуальные предприниматели и компании.
Важно помнить: прямых продаж от таких видео ждать не стоит, люди просматривают их как развлекательный контент — в потоке других похожих роликов. Однако материалы напрямую влияют на узнаваемость, а еще — помогают набирать подписчиков. Последних можно рассматривать как один из сегментов клиентской базы: когда пользователи долго находятся в инфополе бренда, они проникаются к нему доверием и более склонны совершать покупки именно у этой компании, если возникает такая необходимость.
Будем честны: про этот тренд пишут уже несколько лет подряд, он далеко не новый. Но справедливо и другое: не так много компаний использует омниканальность всерьез. Многие предприниматели считают, что достаточно просто коммуницировать с клиентами на нескольких площадках: в разных социальных сетях, мессенджерах, на официальном сайте и других ресурсах. При этом контент дублируется, компания не предоставляет своим клиентам никакой новой информации.
Омниканальность — это особая модель коммуникации, которая подразумевает различные касания клиента до покупки и сводит их в единую систему. Вот как это может работать. Пользователь переходит на сайт компании по контекстной рекламе. Там он изучает предложения, но дойти до корзины не решается: товар слишком дорогой, а человек не уверен, будет ли в покупке смысл. Через несколько дней пользователь видит таргетированную рекламу в социальных сетях с видеообзором соответствующего товара. Он все больше убеждается в том, что продукт ему нужен, переходит в сообщество компании, изучает различные материалы и подписывается на новости. И когда в группе публикуют информацию об удачной акции на товар, человек возвращается на сайт и совершает покупку.
Омниканальность требует четкой аналитики — например, с помощью «Яндекс.Метрики». Чтобы система работала без сбоев, маркетолог должен точно знать, на каких этапах воронки продаж пользователи теряются чаще всего, в каких каналах и с помощью каких методов их следует «догонять».
В последний год ландшафт социальных сетей значительно поменялся. Наибольшую популярность обрел Telegram: он переживает экспоненциальный рост аудитории. Правда, специалисты отмечают, что органический трафик получают, в основном, новостные издания, а не авторские блоги или каналы брендов. Последним нужно использовать платное привлечение для набора подписчиков: промо у других блогеров или встроенную рекламу Telegram Ads.
Достаточно известным в сфере b2b стал TenChat — российский аналог LinkedIn. Там бренды могут найти аудиторию маркетологов, бухгалтеров, юристов, HR-специалистов, event-организаторов, менеджеров по государственным контрактам и закупкам. Отдельные пользователи и компании, которые начали работу в этой социальной сети, отмечают значительные органические охваты. Площадку можно использовать для прогрева аудитории, формирования лояльности к бренду.
Платформы вроде Wildberries или Ozon по объему трафика приближаются, а в некоторые периоды и обгоняют социальные сети. Эти площадки привычны и удобны для потребителя, там большой выбор продукции, доставка осуществляется быстро, а пункты выдачи часто находятся в шаговой доступности. Поэтому многие клиенты предпочитают заказывать товары не на официальном сайте компании, а в ее магазине на маркетплейсе.
Постепенно платформы «обрастают» многочисленными маркетинговыми инструментами: появляются промомеханики, карточки товаров становятся более подробными — их снабжают инфографикой, видеообзорами от покупателей, продавцы дают многочисленные характеристики продукции, описания включают элементы поисковой оптимизации.
После того, как Google отключил контекстную рекламу для русскоязычной аудитории, поисковое продвижение снова стало востребованным. В связи с этим возросли требования к контенту на сайте: он должен быть качественным, экспертным, полезным. Тогда потенциальные клиенты будут чаще переходить по тематическим запросам на официальный ресурс компании, где их данные можно агрегировать с помощью различных инструментов: формы обратной связи, подписка на рассылку, авторизация через соцсети для доступа к полной версии статей и т.д. Трафик из этого канала будет условно бесплатным: статьям не нужна реклама, но придется потратить ресурсы на стратегию SEO-оптимизации и подготовку контента.
Кроме того, многие бренды начали более серьезно изучать алгоритмы голосового поиска. Он отличается от обычного, ведь фразы устного запроса больше похожи на живую речь, они длиннее по количеству символов, а у слов есть согласование.