В начале 2021 года сразу несколько аналитических компаний выпустили отчеты об изменениях на рынке телекоммуникаций. В 2020 году резко снизился спрос на фиксированную телефонию и межоператорские услуги, зато увеличился объем подключений интернета и мобильной связи. Объясняем, что это значит для бизнеса и чего ждать в следующие пять лет.
По данным компании «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка телекоммуникаций в 2020 году составил 1,728 трлн рублей. Это на 11 млн рублей меньше, чем в предыдущем году. Основной причиной снижения рынка стал отказ от услуг фиксированной телефонии. Поскольку бизнес стал массово переходить на удаленку и не спешил возвращаться в офис, спрос на услуги стационарной связи снизился на 11,6 % по сравнению с 2019 годом.
Прогнозы компании говорят о том, что тенденция в ближайшие пять лет сохранится. За счет роста спроса на мобильную связь и интернет рынок телекоммуникаций вырастет до 1,837 млрд рублей к концу 2023 года. Дело в том, что бизнес продолжит использовать удаленку, даже когда пандемия закончится: уже известны случаи, когда в крупных компаниях сотрудники отказывались возвращаться в офис, потому что работать дома удобнее.
Максимальные темпы прироста показали платное ТВ и высокоскоростной интернет — на 1,5 и 1,1 % соответственно. Но если рост первого кажется скорее временным из-за массовой самоизоляции и нерабочих дней, то прогресс второго носит более глобальный характер. Дело в том, что переход на удаленку спровоцировал рост онлайн-сервисов. Так, по данным аналитиков Data Insight, благодаря пандемии интернет-торговля в среднем будет расти на 33,2 % ежегодно, а к 2024 году объем онлайн-продаж вырастет с 1,7 трлн до 7,2 трлн рублей. Без высокоскоростного интернета предприниматели не смогут запускать и поддерживать новые онлайн-сервисы, а у пользователей не получится полноценно ими пользоваться. Именно поэтому в ближайшие годы спрос на интернет для дома и офиса будет расти быстрее, чем в предыдущие годы.
Пандемия способствовала укреплению российского бизнеса. Например, по данным компании NeoAnalytics, российский рынок телекоммуникационного оборудования вырос на 21,1 % и составил 1,15 трлн рублей. Но, несмотря на проблемы иностранных компаний, доля отечественного бизнеса в сегменте остается невысокой — всего 7 %. Защита отечественных производителей и локдаун привели к тому, что некоторым иностранным компаниям пришлось покинуть российский рынок. Аналитики считают, что похожая ситуация сохранится на ближайшие пять лет, поэтому доля российских компаний в сегменте вырастет до 30 % к 2025 году. Поддержка отечественного бизнеса на рынке телекоммуникаций продолжит расширяться. Например, Минпромторг планирует выделить 42,8 млрд рублей на поддержку производства, а IT-компании получат льготы и смогут платить в несколько раз меньше налогов и страховых взносов. Так, российским компаниям, которые разрабатывают программное обеспечение, уже снизили налог на прибыль с 20 до 3 %, а страховые взносы — с 15,8 до 9,1 %.